Художники-эмальеры на службе у высокого часового искусства

2 октября ...

Рассказываем о профессии художника-эмальера и о сложности технологии создания эмалевых циферблатов

Знатоки, коллекционеры, журналисты с нетерпением ждут ноября, когда в женевском Théâtre du Léman состоится очередная церемония вручения Grand Prix d’Horlogerie de Genève – GPHG, называемого иногда часовым “Оскаром”. Финалисты в 12 номинациях уже названы – по 6 в каждой, “Золотые стрелки” ждут своих обладателей; также будут присуждены специальные премии Innovation Prize, Audacity, Revival и, разумеется, самая главная из всех – Grand Prix. И еще одна – за многолетние заслуги.


Мастера росписи по эмали Сюзанна Рор (Suzanne Rohr) и Анита Порше (Anita Porchet) на премии GPHG 2017

В прошлом году этот приз разделили две выдающиеся женщины, художники-эмальеры Сюзанна Рор и Анита Порше. В связи с этим расскажем немного об этой технологии создания циферблатов, об этом искусстве.

Банальная истина: настоящее искусство немыслимо без труда. Чаще всего имеют в виду работу духовную, но есть и чисто физическая составляющая. Музыкант, балерина, актер – всем сверх таланта и мастерства нужны незаурядные силы. Одним из самых затратных в этом смысле является искусство изобразительное. Работа художника, работа скульптора…

Не исключение и часовое искусство: среди самых физически изматывающих его составляющих – создание высокохудожественного эмалевого циферблата. Эмальеры – совершенно отдельные люди в haute horlogerie, своего рода каста, и узок их круг.


Часы Piaget Altiplano, выпущенные в честь наступления года Петуха (2017), Дракона (2012), Собаки (2018). Циферблаты выполнены в технике перегородчатой эмали “Grand Feu”, художник-эмальер Анита Порше

Тьерри Стерн как-то сказал: “Самая сложная в нашем деле работа эмальера.” Главе Patek Philippe можно верить, он, что называется, в теме.

Талант художника, множество разнообразных знаний и умений, абсолютная точность руки и глаза, невероятное терпение – все это необходимо эмальеру, который, как и сапер, ошибается лишь один раз. Один раз дрогнула рука, одна микроскопическая ошибка при обжиге – и все, изделие загублено. Конечно, на этапе эскизов на бумаге можно и нужно искать решения, вариант за вариантом, выбрасывать, начинать заново, но вот дальше… Итак, что же дальше?


Роспись циферблатов часов Vacheron Constantin Métiers d’Art Hommage à l’Art de la Danse

Первым делом подбирают “первичную” эмаль – сырье, сваренное из кварца-песка с различными присадками. Сырье эмальер покупает сам или ему покупает компания, на которую художник работает. А вот дальше все собственными руками!

Присадки в кварце-песке дают материалу нужные свойства и, в частности, выбор цвета – красный (соединения кадмия), зеленый (окиси меди), синий (оксид кобальта) и прочие.

Часы Hermès Cape Cod Rocabar, циферблат которых расписан Анитой Порше

Первичную эмаль нужно стереть в порошок. Вернее, истолочь. Сперва в металлической ступке, причем металл обязательно магнитный, чтобы после измельчения его можно было вытянуть из растертой массы – иначе эмалевое покрытие будет испещрено некрасивыми черными точками. На этой стадии материал еще крупнофракционный, далее его растирают в ступках из керамики либо фарфора.

Затем просеивают через специальные сита, ведь разные техники эмали требуют разного помола: для grand feu (горячей эмали) нужен самый мелкий порошок, для cloisonné (перегородчатой эмали) – покрупнее и т.д.


Циферблат часов Vacheron Constantin, выполненный в технике перегородчатой эмали

Порошки готовы. Их помещают в деревянные баночки, в каждой свой помол и свой цвет, маркируют, ставят на полочки… А дальше:

– поверхность будущего циферблата нужно тщательно подготовить – обжечь золотую или серебряную пластину, нанести на нее сеточку мелких бороздок, выгравировать выемки под champlevéШамплеве (champlevé), или выемчатая эмаль: Гравер резцом вырезает на поверхности заготовки углубления различной формы, которые впоследствии заполняет эмалью. Затем также следуют стадии обжига и полировки., или установить тончайшие золотые нити-перегородки под cloisonnéКлуазоне (cloisonné), или перегородчатая эмаль: Контуры рисунка обозначаются полосками золотой проволоки сечением 0,2 на 0,6 миллиметра, которые припаиваются к основе. Затем каждый фрагмент в несколько слоев заполняется эмалью нужного оттенка (используется более 50 разных оттенков). Заготовка многократно обжигают при температуре 840 градусов, позволяя эмали проникнуть в поры металла и образовать однородное покрытие. Готовое изделие полируют., или подготовить пластину каким-либо еще образом;

– смешать порошки с водой – или в случае grand feuЭмалирование циферблата подразумевает тщательное нанесение заранее приготовленного эмалевого порошка на основу циферблата и последующий обжиг в печи при температуре 840 °С. Такая высокая температура обусловлена высокой точкой плавления эмалей, и именно поэтому этот тип эмалирования получил название grand feu (горячая эмаль). с маслом – и нанести первый слой, грунтовочный;

– просушить, после чего обжечь в специальной печи при 820–840 градусах Цельсия;

– просушить, проконтролировать цвет (он изменился);

– нанести следующий слой, просушить, обжечь…

И так много-много раз, до 25. Наконец, отшлифовать, промыть, отполировать. И все это в тех случаях, когда речь идет об искусстве эмальера высшего уровня, делает один-единственный человек. Ну или почти один-единственный. Великая Сюзанна Рор лишь полировку доверяла другому специалисту, причем вполне конкретному. А когда тот вышел на пенсию – освоила и эту стадию.


Карманные часы Patek Philippe, расписанные Сюзанной Рор

Сюзанне сейчас 79 лет, работать она уже перестала – здоровье не позволяет, труд эмальера изнашивает организм, особенно глаза… Но ее творения остаются подлинными шедеврами. Сюзанна Рор долгие годы эксклюзивно сотрудничала с Patek Philippe, создавая совершенно потрясающие, уникальные произведения – в большинстве это циферблаты и крышки карманных часов.


Карманные часы Patek Philippe, расписанные Сюзанной Рор в технике горячей эмали

Воспроизводя в эмалевой миниатюре картины великих художников, Сюзанна, по ее собственным словам, не просто копировала. Она переосмысливала авторский замысел оригинала, вкладывала в эти работы собственную душу, собственные понимание и чувство. К тому же сама техника совсем иная по сравнению, например, с техникой холст/масло, эмаль придает изображению необыкновенный объем, создает истинное чудо.

Анита Порше в самом расцвете сил. Она ученица Сюзанны Рор, ее достойная наследница. И в то же время в ее карьере и в ее творческой манере многое отличается.


Циферблаты часов Vacheron Constantin, расписанные Анитой Порше

Анита – свободный художник, она сотрудничает не только с Patek Philippe, но и с Vacheron Constantin, Piaget, Ulysse Nardin, Chanel, Hermès, Jaquet Droz. Работает она больше с наручными часами, создавая авторские циферблаты.


Patek Philippe The Dawn on the Lake

Есть среди шедевров Аниты и карманные часы, и одна из вершин ее творчества – Patek Philippe The Dawn on the Lake (“Рассвет на озере”). Совершенно уникальная вещь, созданная в 2014 году, к 175-летию великой мануфактуры. На задней крышке – картина швейцарского художника Луи Боди (тот самый рассвет на озере, а озеро Женевское).

Посмотреть ролик о том, как создавались часы Patek Philippe The Dawn on the Lake можно здесь

На циферблате целых пять микроминиатюр по полотнам других живописцев, с разнообразными пейзажами того же озера. Между прочим, все живописные оригиналы – из личной коллекции Тьерри Стерна…

Но это уже другая история. А нам остается подождать чуть больше месяца, чтобы узнать лауреатов GPHG-2018, в том числе в категории “За заслуги”. И затем рассказать об этом.

Изображения: пресс-служба часовых брендов

нашли ошибку в тексте? выделите её и нажмите ctrl + enter

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Как люксовые часовые бренды покоряют миллениалов? Часть 1

Сегодня фокус люксовых часовых марок изменился: они делают ставку на молодых покупателях – миллениалах. Рассказываем каким образом

Ulysse Nardin Executive Skeleton Tourbillon — часы с харизмой

Объясняем, почему эта модель — один из самых необычных турбийонов на часовом рынке

Часы Кокорина и Мамаева

“Часовой Алфавит” посмотрел на запястья футболистов и предположил, какие часы они носят

Развитие часовых механизмов. Часть 1: начало начал

Начинаем серию статей о том, как развивалось часовое дело: от самых первых примитивных устройств для измерения времени, до сложнейших механизмов наших дней. Часть 1

Что такое календарь в наручных часах и какие типы календарей бывают?

Рассказываем про функцию в часах, показывающую такие временные параметры, как дата, день недели, месяц и год

9 моделей часов с желтыми акцентами на любой бюджет

Желтый уже признан самым актуальным цветом будущей весны, причем в совершенно разных оттенках: от нежных кремовых до неоновых лимонных и даже слегка зеленоватых. Самое время найти модные варианты в часовой “вселенной”