Художники-эмальеры на службе у высокого часового искусства

2 октября ...

Рассказываем о профессии художника-эмальера и о сложности технологии создания эмалевых циферблатов

Знатоки, коллекционеры, журналисты с нетерпением ждут ноября, когда в женевском Théâtre du Léman состоится очередная церемония вручения Grand Prix d’Horlogerie de Genève – GPHG, называемого иногда часовым “Оскаром”. Финалисты в 12 номинациях уже названы – по 6 в каждой, “Золотые стрелки” ждут своих обладателей; также будут присуждены специальные премии Innovation Prize, Audacity, Revival и, разумеется, самая главная из всех – Grand Prix. И еще одна – за многолетние заслуги.


Мастера росписи по эмали Сюзанна Рор (Suzanne Rohr) и Анита Порше (Anita Porchet) на премии GPHG 2017

В прошлом году этот приз разделили две выдающиеся женщины, художники-эмальеры Сюзанна Рор и Анита Порше. В связи с этим расскажем немного об этой технологии создания циферблатов, об этом искусстве.

Банальная истина: настоящее искусство немыслимо без труда. Чаще всего имеют в виду работу духовную, но есть и чисто физическая составляющая. Музыкант, балерина, актер – всем сверх таланта и мастерства нужны незаурядные силы. Одним из самых затратных в этом смысле является искусство изобразительное. Работа художника, работа скульптора…

Не исключение и часовое искусство: среди самых физически изматывающих его составляющих – создание высокохудожественного эмалевого циферблата. Эмальеры – совершенно отдельные люди в haute horlogerie, своего рода каста, и узок их круг.


Часы Piaget Altiplano, выпущенные в честь наступления года Петуха (2017), Дракона (2012), Собаки (2018). Циферблаты выполнены в технике перегородчатой эмали “Grand Feu”, художник-эмальер Анита Порше

Тьерри Стерн как-то сказал: “Самая сложная в нашем деле работа эмальера.” Главе Patek Philippe можно верить, он, что называется, в теме.

Талант художника, множество разнообразных знаний и умений, абсолютная точность руки и глаза, невероятное терпение – все это необходимо эмальеру, который, как и сапер, ошибается лишь один раз. Один раз дрогнула рука, одна микроскопическая ошибка при обжиге – и все, изделие загублено. Конечно, на этапе эскизов на бумаге можно и нужно искать решения, вариант за вариантом, выбрасывать, начинать заново, но вот дальше… Итак, что же дальше?


Роспись циферблатов часов Vacheron Constantin Métiers d’Art Hommage à l’Art de la Danse

Первым делом подбирают “первичную” эмаль – сырье, сваренное из кварца-песка с различными присадками. Сырье эмальер покупает сам или ему покупает компания, на которую художник работает. А вот дальше все собственными руками!

Присадки в кварце-песке дают материалу нужные свойства и, в частности, выбор цвета – красный (соединения кадмия), зеленый (окиси меди), синий (оксид кобальта) и прочие.

Часы Hermès Cape Cod Rocabar, циферблат которых расписан Анитой Порше

Первичную эмаль нужно стереть в порошок. Вернее, истолочь. Сперва в металлической ступке, причем металл обязательно магнитный, чтобы после измельчения его можно было вытянуть из растертой массы – иначе эмалевое покрытие будет испещрено некрасивыми черными точками. На этой стадии материал еще крупнофракционный, далее его растирают в ступках из керамики либо фарфора.

Затем просеивают через специальные сита, ведь разные техники эмали требуют разного помола: для grand feu (горячей эмали) нужен самый мелкий порошок, для cloisonné (перегородчатой эмали) – покрупнее и т.д.


Циферблат часов Vacheron Constantin, выполненный в технике перегородчатой эмали

Порошки готовы. Их помещают в деревянные баночки, в каждой свой помол и свой цвет, маркируют, ставят на полочки… А дальше:

– поверхность будущего циферблата нужно тщательно подготовить – обжечь золотую или серебряную пластину, нанести на нее сеточку мелких бороздок, выгравировать выемки под champlevéШамплеве (champlevé), или выемчатая эмаль: Гравер резцом вырезает на поверхности заготовки углубления различной формы, которые впоследствии заполняет эмалью. Затем также следуют стадии обжига и полировки., или установить тончайшие золотые нити-перегородки под cloisonnéКлуазоне (cloisonné), или перегородчатая эмаль: Контуры рисунка обозначаются полосками золотой проволоки сечением 0,2 на 0,6 миллиметра, которые припаиваются к основе. Затем каждый фрагмент в несколько слоев заполняется эмалью нужного оттенка (используется более 50 разных оттенков). Заготовка многократно обжигают при температуре 840 градусов, позволяя эмали проникнуть в поры металла и образовать однородное покрытие. Готовое изделие полируют., или подготовить пластину каким-либо еще образом;

– смешать порошки с водой – или в случае grand feuЭмалирование циферблата подразумевает тщательное нанесение заранее приготовленного эмалевого порошка на основу циферблата и последующий обжиг в печи при температуре 840 °С. Такая высокая температура обусловлена высокой точкой плавления эмалей, и именно поэтому этот тип эмалирования получил название grand feu (горячая эмаль). с маслом – и нанести первый слой, грунтовочный;

– просушить, после чего обжечь в специальной печи при 820–840 градусах Цельсия;

– просушить, проконтролировать цвет (он изменился);

– нанести следующий слой, просушить, обжечь…

И так много-много раз, до 25. Наконец, отшлифовать, промыть, отполировать. И все это в тех случаях, когда речь идет об искусстве эмальера высшего уровня, делает один-единственный человек. Ну или почти один-единственный. Великая Сюзанна Рор лишь полировку доверяла другому специалисту, причем вполне конкретному. А когда тот вышел на пенсию – освоила и эту стадию.


Карманные часы Patek Philippe, расписанные Сюзанной Рор

Сюзанне сейчас 79 лет, работать она уже перестала – здоровье не позволяет, труд эмальера изнашивает организм, особенно глаза… Но ее творения остаются подлинными шедеврами. Сюзанна Рор долгие годы эксклюзивно сотрудничала с Patek Philippe, создавая совершенно потрясающие, уникальные произведения – в большинстве это циферблаты и крышки карманных часов.


Карманные часы Patek Philippe, расписанные Сюзанной Рор в технике горячей эмали

Воспроизводя в эмалевой миниатюре картины великих художников, Сюзанна, по ее собственным словам, не просто копировала. Она переосмысливала авторский замысел оригинала, вкладывала в эти работы собственную душу, собственные понимание и чувство. К тому же сама техника совсем иная по сравнению, например, с техникой холст/масло, эмаль придает изображению необыкновенный объем, создает истинное чудо.

Анита Порше в самом расцвете сил. Она ученица Сюзанны Рор, ее достойная наследница. И в то же время в ее карьере и в ее творческой манере многое отличается.


Циферблаты часов Vacheron Constantin, расписанные Анитой Порше

Анита – свободный художник, она сотрудничает не только с Patek Philippe, но и с Vacheron Constantin, Piaget, Ulysse Nardin, Chanel, Hermès, Jaquet Droz. Работает она больше с наручными часами, создавая авторские циферблаты.


Patek Philippe The Dawn on the Lake

Есть среди шедевров Аниты и карманные часы, и одна из вершин ее творчества – Patek Philippe The Dawn on the Lake (“Рассвет на озере”). Совершенно уникальная вещь, созданная в 2014 году, к 175-летию великой мануфактуры. На задней крышке – картина швейцарского художника Луи Боди (тот самый рассвет на озере, а озеро Женевское).

Посмотреть ролик о том, как создавались часы Patek Philippe The Dawn on the Lake можно здесь

На циферблате целых пять микроминиатюр по полотнам других живописцев, с разнообразными пейзажами того же озера. Между прочим, все живописные оригиналы – из личной коллекции Тьерри Стерна…

Но это уже другая история. А нам остается подождать чуть больше месяца, чтобы узнать лауреатов GPHG-2018, в том числе в категории “За заслуги”. И затем рассказать об этом.

Изображения: пресс-служба часовых брендов

нашли ошибку в тексте? выделите её и нажмите ctrl + enter

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

5 причин, почему коллекционеры выбирают Richard Mille

Сегодня Richard Mille занимает лидирующие позиции на рынке часовой индустрии. Глава часового направления Christie’s Джон Рирдон объясняет, почему покупатели отдают предпочтение этому бренду

“Меня прет то, что я делаю”

Российский часовщик Константин Чайкин о победе в GPHG, часах как арт-объекте, кайфе от своего дела и нелюбви к работе по требованию

Что означает часовой знак качества “Качество Флёрье” (Qualité Fleurier)?

Часовой знак качества, учрежденный в 2004 году и считающийся самым сложным их всех существующих

Тик-так: секреты покупки часов от пяти мировых экспертов

Рассказываем про часовые предпочтения иностранных специалистов

10 вопросов о том, как устроена мануфактура Ulysse Nardin

Редактор “Часового алфавита” посетила мануфактуру Ulysse Nardin в Швейцарии и узнала, как создаются наручные часы люксового бренда. Рассказываем о производстве в формате “вопрос — ответ”

Развитие часовых механизмов: первые механические часы — какими они были?

Продолжаем серию рассказов о развитии часового дела и появлении первых механических часов