Динозавр хронометрии

24 мая ...

По мере развития культуры масштаб орудий соотносился с величинами, которыми люди измеряли свое представление об окружающем мире. Так происходило и с одной из старейших наук – астрономией. По всему миру и по сей день стоят постройки, ориентированные по светилам, датированные бронзовым и даже позднекаменным веками. Известнейшим подобным “прибором” для измерения времени, несомненно, является Стоунхендж

В каменном и бронзовом веках не было нужды делить время на мелкие отрезки и точно их измерять. Время определялось по движению солнца, по длинным летним дням и коротким зимним. Поэтому приходилось считать его по неравным часам, кроме дней равноденствия. С этим люди мирились, поскольку хозяйственный уклад их жизни был привязан к движению солнца. В более точном измерении времени нуждалась астрономия, получившая развитие в поселениях, становившихся культурными центрами. Тогда она была единственной наукой, действительно нуждавшейся в усовершенствовании техники измерения времени, в наблюдении и изучении годового и суточного движения Солнца, изменения фаз Луны, положения звезд. Именно с неба, а не с земли началось первое изучение материального мира в движении, а следовательно, во времени.

Фото: traveldigg.com
Фото: traveldigg.com

На равнине в 13 километрах от английского города Солсбери возвышается одно из удивительных достижений науки и техники эпохи первобытно-общинного строя – Стоунхендж. Точный перевод старого англовского названия Stanhengues (Станхенг) остается достаточно неопределенным. Первые попытки переводов предпринимались сотни лет назад – английский того времени трактовал его как “подвешенные камни” или “висячие камни”. Менее убедительные варианты – “каменная петля” и “каменная курица” – ассоциировались с виселицей, так как виселицы представляли собой перекладину на двух стойках. Современное название имеет значение “каменный хендж”, то есть “каменный круг”, так как вторая часть слова послужила для создания археологического термина “хендж” – ритуального круга из грунтового вала со рвом по внутренней стороне.

Его смысл и назначение становятся понятны только при взгляде сверху. Некогда камни-монолиты стояли в правильном порядке в виде сложной фигуры. Этот порядок был во многом нарушен, но при реконструкции ученым удалось его восстановить. Главная ось сооружения, идущая в северо-восточном направлении по так называемой “дороге Стоунхенджа”, указывает на точку восхода солнца в день летнего солнцестояния, когда его можно было наблюдать над заостренной кверху колонной. Основные и часто повторяющиеся ориентиры направлены на солнце и луну. По ним можно фиксировать все важнейшие точки восходов и заходов в различных стадиях их видимого перемещения по небесной сфере. Посередине находится огромный круг диаметром 38 метров, состоящий из 30 голубых каменных пятиметровых монолитов, между которыми можно было видеть горизонт и вести календарный счет дням. Перемещая камень-метку по этому кругу утром и вечером, можно было получить 145 с половиной суток — число, близкое к лунному месяцу.

Изображение: historiosophy.ru
Фото: historiosophy.ru

Центр круга занимает огромный плоский камень, служивший также алтарем. Еще один круг, расположенный вне первого, состоит из 56 ямок. Диаметр кольца составляет 87,8 м с промежутками между центрами лунок по 4,8 м. Точное размещение 56 делений на такой окружности представляет собой немалое техническое достижение. Лунка служила для отсчета лет (по одной на каждый год). Число 56 обозначает наименьшее число лет, за которое Луна завершает цикл своего движения по небосводу. Оно предназначалось для предсказания всех предельных положений Луны в каждое время года, а также затмений.

Стоунхендж был надежным календарем для предсказания смены времен года в связи с потребностью регулирования сельскохозяйственных работ. По нему можно было также определять приближение солнечных и лунных затмений. В ранней истории человечества религия, обряды и календарь были неотделимы друг от друга. Предполагают, что Стоунхендж был не только обсерваторией и солнечными каменными часами, но и служил местом проведения праздника летнего солнцестояния. И в наши дни, когда солнце оказывается точно над заостренной колонной, сюда традиционно стекаются любители посмотреть на это зрелище.

Фото: Pit Strasser
Фото: Pit Strasser

Легенды связывали постройку Стоунхенджа с именем Мерлина. В середине 17-го века английский архитектор Иниго Джонс выдвинул версию, что Стоунхендж возвели древние римляне. В начале 19-го века утвердилась версия о Стоунхендже как о святилище друидов. Некоторые считали, что это гробница Боадицеи – языческой королевы. Еще авторы 18-го столетия подметили, что положение камней можно увязать с астрономическими явлениями, но научный интерес к разгадке тайны Стоунхенджа проявился только в прошлом веке.

В 1901 году английский астроном Норман Локьер первым научно доказал идею об астрономической ориентации Стоунхенджа. Он провел расчет и показал, что постройка этого сооружения относится к 1880-1480 годам до н. э. Позже, на основе научных расчетов для времени постройки Стоунхенджа, получили дату, близкую к результатам Локьера – 1850 год до н. э. Однако различные современные археологи определяют время постройки по-разному, вплоть до конца четвертого тысячелетия до нашей эры. В 2014 году ученые составили подробную археологическую карту памятника по итогам четырехлетнего проекта “Скрытые пейзажи Стоунхенджа”. Вокруг объекта было обнаружено несколько небольших храмов, захоронений, а также каменные круги диаметром около 30 м. Эта работа стала одним из самых масштабных геофизических исследований в истории науки.


Текст: Дмитрий Плеханов
нашли ошибку в тексте? выделите её и нажмите ctrl + enter

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Часовые циферблаты: чёрный с белым не берите

Циферблат часто называют лицом часов: его вклад в создание первого впечатления очень велик. Располагая внушительным арсеналом техник отделки циферблатов, часовщики до сих пор редко используют такой мощный выразительный приём как цвет. “Часовой Алфавит” выбрал новинки 2020 года, порывающие с традицией осторожного отношения к цветам

GPHG-2020: наша ставка сыграла

12 ноября в Женеве, в “Театре Леман” в Fairmont Grand Hotel состоялось традиционное вручение статуэток Гран-при часового искусства 2020 года. Также по традиции — уже 3-летней — “Часовой Алфавит” провел трансляцию церемонии с русскоязычными комментариями. На этот раз ее могли смотреть и зрители сайтов kommersant.ru и forbes.ru

Omega Speedmaster Moonwatch “Silver Snoopy Award”: вездесущий пёсик Снупи и скрытая анимация

Omega оригинально отметила собственные и широко известные заслуги в освоении космоса. Вслед за моделями, посвященными высадке человека на Луну и драматическим происшествиям с астронавтами, в честь получения престижной космической награды она выпустила хронограф Speedmaster с анимированными элементами

Jaeger-LeCoultre Polaris Mariner: “дайвер” с настроением

Запущенная в 2018 году спортивная коллекция Polaris была сдержанно принята поклонниками марки. Новинкам попеняли за простоватый дизайн и отсутствие видимого родства с другими коллекциями Jaeger-LeCoultre. Только спустя два с половиной года на улицу Polaris пришел праздник

Премьеры Ulysse Nardin и литературные ассоциации

Автоматическому скелетированному турбийону Blast заслуженно достались все лавры единственной премьеры мануфактуры на недавних Geneva Watch Days, а обновленные Dual Time были представлены без всякой помпы неделей позже. “Часовой Алфавит” разобрался в нюансах новинок марки, имеющей в России множество поклонников

Парадоксы Rolex и что они означают

Главный затворник часовой индустрии показал новинки 2020 года. “Часовой Алфавит” развеивает скепсис отдельных читателей по поводу качества премьер и вписывает их в контекст процессов, происходящих в отрасли