Год без выставок: вирус, поразивший часовую индустрию

8 марта ...

На минувшей неделе из Швейцарии пришли сенсационные новости: из-за проникновения коронавируса COVID-19 в Европу отменены обе крупнейшие часовые выставки 2020 года в Женеве и Базеле. Почему это важно и чего ждать дальше?


Изображение: businessinsider.com

Вообще-то, мы не стали бы привлекать внимание широких кругов любителей часов к цеховым по сути мероприятиям (кого волнует, где именно и как представляют новинки?), если бы не три соображения.

Первое: беспрецедентный характер происшедшего. Ни разу с 1917 года, когда на промышленной выставке в Базеле начали показывать часы, это шоу не сбивалось с ежегодного ритма, включая — во что нам особенно сложно поверить — даже период Второй мировой войны. История Международного салона высокого часового искусства SIHH в Женеве значительно короче, но столь же непрерывна: ни одного пропуска с 1991 года. Второе: циклическая вспышка коронавируса накладывается на структурные проблемы часовой индустрии и отмена выставок их только усугубляет. Наконец, третье, узкопрофессиональное обстоятельство: невозможно компетентно рассказывать читателям о часах, которых сам не видел. А большинства новинок 2020 года мы, судя по всему, воочию не увидим.


Изображение: baselworld.com

Хроника объявленной смерти

Напомним хронологию февральских событий. Первые тревожные сообщения пришли в первых числах месяца, когда корпорация Swatch Group отменила корпоративное представление новинок шести премиальных марок (Breguet, Harry Winston, Blancpain, Glashütte Original, Jaquet Droz и Omega), намеченное на 4-6 марта в Цюрихе, а компания Seiko – планировавшееся примерно на те же даты в Токио мероприятие под названием Grand Seiko Summit. Официально объявленная причина – вспышка коронавируса, уже достигшая к тому моменту Японии и еще не затронувшая Швейцарию. 11 февраля от участия в Baselworld-2020 по “медицинским показаниям” отказался дом Bvlgari (при подтверждении “явки” трех других часовых марок LVMH – TAG Heuer, Hublot и Zenith), двумя неделями позже – японская Citizen вместе с дочерней маркой Bulova.


Изображение: Ivan Abreu/bloomberg.com

Все это были цветочки, а ягодки начались 21 февраля, когда информационные агентства аршинными буквами сообщили о массовом проникновении COVID-19 в Италию. Учитывая географическую близость и открытую границу между странами, появление первого инфицированного в Швейцарии стало вопросом нескольких дней. Это произошло 25 февраля, после чего в дело включились власти, принявшиеся запрещать любые массовые мероприятия. Утром 27 февраля Федерация высокого часового искусства FHH объявила об отмене выставки Watches & Wonders Geneva (новое название SIHH), намеченной на 25-29 апреля с участием 31 марки. Руководство Baselworld стоически продержалось еще сутки, но во второй половине дня 28 февраля сдалось: выставка была “перенесена” на 9 месяцев. Вместо 30 апреля-5 мая 2020 года она состоится 28 января-2 февраля следующего года.


Изображение: baselworld.com

Котировки акций часовых производителей, и так бывших под давлением из-за упавшей активности китайских потребителей, устремились в тартарары: 27 февраля агентство Bloomberg сообщало, что акции Swatch Group торгуются вблизи 10-летнего ценового минимума.

В тот же день было объявлено о банкротстве компании RJ Watches, которая стала первой жертвой коронавируса или же борьбы с ним (марка планировала участвовать в Watches & Wonders). Только вот последней ли?


RJ Arraw Spider-Man Tourbillon

COVID-19: если бы он не существовал, его следовало бы выдумать

Хотя к настоящему времени паника на рынках, вызванная падением Европы перед лицом коронавируса, подутихла, фундаментальный вопрос о будущем часовой выставочной индустрии актуальности ничуть не утерял. Вспышка инфекции видится лишь удобным поводом, позволяющим игрокам рынка сохранить лицо, ибо кризис в отрасли зреет давно.

“Часовой Алфавит” писал о его причинах еще летом 2018 года, когда от участия в Baselworld отказалась корпорация Swatch Group со всеми своими 18 брендами. Теперь очевидно, что ее уход спровоцировал невиданный разброд и шатания среди часовых производителей, как падение одного камня вызывает сход горной лавины.


Бренды Swatch Group

Список марок, покинувших – еще до всякого коронавируса — обе главные часовые выставки, велик: Audemars Piguet, Breitling, Seiko, Casio, Maurice Lacroix, Raymond Weil, Richard Mille, Van Cleef & Arpels, Louis Vuitton, Dior. В один клубок сплелось все: дороговизна участия в выставках, появление новых каналов маркетинговых коммуникаций, протесты в Гонконге, падение интереса молодежи к традиционным часам, усиливающийся натиск производителей смарт-часов, сильное отставание темпов роста часового сегмента от ювелирного, отказ от дилерской розницы (главная причина ухода с SIHH марок Audemars Piguet и Richard Mille)… Немудрено, что трещавшие по швам выставки не вынесли появления коронавируса. Получается, туда им и дорога, дорогим и неэффективным? Не совсем так.


Изображение: baselworld.com

Неудобно напоминать очевидные вещи, но главный смысл отраслевых выставок, которые по-английски называются особенно емко – trade show, заключается в представлении и продаже произведенных товаров партнерам по сбытовой цепочке – дистрибуторам и дилерам. Уберите этот элемент – и вся конструкция начнет разваливаться, еще более усугубляя неблестящую ситуацию в часовой отрасли. Это первый аргумент в пользу дальнейшего существования Baselworld и Watches & Wonders.

Второй: широко освещаемые всеми мировыми СМИ выставки вносят мощный вклад в популяризацию часового искусства, напоминают конечным потребителям о том, что традиционные часы еще существуют и совершенствуются. Совокупный медийный эффект от больших шоу не заменить никакими локальными эвентами, которые по отдельности просто потонут в мутном потоке ежедневного информационного шума.

Календарная головоломка

Беспрецедентная отмена выставок недвусмысленно указывает, что 2020 год будет для часовой индустрии трудным. Объявленная консолидация Watches & Wonders и Baselworld закончилась, не успев начаться. Все еще висящий на сайте Baselworld пресс-релиз, сообщающий о синхронизации сроков проведения двух выставок аж до 2024 года, сегодня выглядит иллюстрацией тезиса “благими намерениями вымощена дорога в ад”. Судя по всему, решение о переносе Базеля на начало следующего года принималось в спешке и без консультаций с FHH, так что вопрос о датах проведения Watches & Wonders Geneva в 2021 году остается открытым.


Изображение: watchesandwonders.com

На самом деле, при кажущемся многообразии у организаторов вариантов немного. Игроки рынка были не в восторге от выбранных на 2020 год сроков выставок. Главная претензия состояла в том, что конец апреля-начало мая – это банально поздно для представления новинок года, начавшегося еще в январе. Кажется, базельское руководство, вынужденное в силу известных событий чутко прислушиваться к пожеланиям экспонентов, учло этот момент и абсолютно обоснованно поспешило застолбить старт года. Кроме того, высказывались и другие критические соображения: например, что выставки планировались в период рамадана, что могло сказаться на явке посетителей из мусульманских стран, а наши соотечественники жаловались, что ради Базеля придется пожертвовать законными майскими длинными выходными.

Какие еще факторы приходится учитывать организаторам при назначении дат выставок? Очевидно, что нельзя допустить перехлеста с Новым годом по лунному календарю (в 2021 году наступит 12 февраля): жители Китая впадают в оцепенение за неделю до этой даты и пребывают в нем, как минимум, неделю после.


Изображение: watchesandwonders.com

Организаторы Watches & Wonders имеют еще одно логистическое ограничение: большую выставку в Женеве невозможно проводить ни в феврале, ни в марте. Площади выставочного центра Palexpo почти весь февраль заняты сначала монтажом стендов Женевского автосалона, затем, в первой половине марта — собственно автосалоном (в этом году из-за коронавируса его также отменили), а вторая половина месяца уходит на разборку экспозиции.

Таким образом, вариантов у FHH два: либо, подтвердив солидарность с Базелем, вернуться к старому графику SIHH и провести Watches & Wonders Geneva в 20-х числах января, либо дожидаться апреля. По неофициальной информации из группы Richemont, там склоняются ко второму варианту. Хотя он и не избавлен от вышеупомянутых недостатков (главным из которых является поздние сроки презентации новинок), но объясним внутренними причинами: финансовый год в группе Richemont начинается 1 апреля, так что апрель в корпоративном календаре – это старт года и его логично ознаменовать показом новых моделей. Плюс отсутствие выставки в расписании 2020/21 финансового года положительно скажется на результатах группы: год и без крупных затрат на Watches & Wonders предстоит сложный.

“Маленькие, но по три…”

Пока готовился этот текст, жизнь продемонстрировала, что она сложнее умопостроений. Выступая вечером 2 марта по швейцарскому телевидению, CEO дома Bvlgari Жан-Кристоф Бабен объявил, что восемь швейцарских марок, не желая мириться с закрытием в 2020 году традиционных площадок, приняли решение устроить 26-29 апреля в Женеве междусобойчик под названием Geneva Watch Days.


Жан-Кристоф Бабен. Фото: Марина Салманова

Бабен перечислил “сепаратистов”: Bvlgari и внезапно ожившая Gérald Genta (“растворена” в структуре Bvlgari c 2010 года) представляют LVMH; Ulysse Nardin и Girard-Perregaux – корпорацию Kering; Breitling, которая ныне контролируется финансовой группой CVC Capital Partners и собственным деятельным президентом Джорджем Керном; независимые часовщики представлены марками MB&F, Urwerk и De Bethune.

Список не является окончательным: инициаторы находятся в переговорах с другими компаниями. Бабен даже назвал две из них: Chopard (ее присутствие сильно бы украсило экспозицию, но официального подтверждения об участии мануфактуры пока не поступало и, по нашей информации, вряд ли поступит) и H. Moser & Cie. (похоже на правду, поскольку глава марки Эдуард Мейлан часто кооперируется в маркетинговых целях с троицей независимых участников Geneva Watch Days).

Так как экспозицию планируется организовать в децентрализованном формате — в женевских отелях и бутиках, то появляется возможность изящно обойти введенный властями запрет на организацию массовых мероприятий. Выбор дат, почти совпадающих с отмененной Watch & Wonders, свидетельствует, что Бабен сотоварищи планирует привлечь тех представителей часовой розницы и прессы, которые собирались посетить Женеву и еще не изменили своих планов. Во избежание продолжения выставочного раскола особо подчеркивается, что инициаторы Geneva Watch Days не претендуют на “поляну” больших шоу и мероприятие будет носить разовый характер – соответственно чрезвычайным обстоятельствам 2020 года.

Ну что ж, одна маленькая выставка – это, конечно, хуже, чем две большие, но лучше, чем ничего. Так что какими бы мотивами не руководствовался глава Bvlgari (среди них – желание привлечь внимание к очередному мировому рекорду марки в сегменте ультратонких часов и утереть нос коллегам из часового дивизиона LVMH, которые пока не горят желанием примкнуть к Geneva Watch Days), его начинание заслуживает всяческого уважения и поддержки. Впрочем, последние приходящие из Европы новости ставят под сомнение реалистичность и этого плана…

Обновление от 24.03.: Geneva Watch Days все-таки перенесли: 9 марок — Breitling, Bvlgari, De Bethune, Gérald Genta, Girard-Perregaux, H. Moser & Cie., MB&F, Ulysse Nardin и Urwerk — планируют собраться в Женеве 26-29 августа 2020 года.

нашли ошибку в тексте? выделите её и нажмите ctrl + enter

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Patek Philippe Grand Complications: трое из ларца усложнений

В порядке компенсации почившей ныне, присно и во веки веков выставки Baselworld один из её системообразующих экспонентов – Patek Philippe – распространил информацию о трёх новых версиях своих моделей с “большими” усложнениями

Хорошее начало: результаты аукциона Phillips в Женеве

Перенесенный из-за пандемии коронавируса на 7 недель Geneva Watch Auction: XI ожидался с нетерпением. Не только потому, что торги должны были стать первым очным мероприятием часового сезона, но и в качестве барометра настроений коллекционеров, которые в период самоизоляции могли измениться

Новый музей Audemars Piguet: будете у нас, в долине Жу – заходите

Мануфактура Audemars Piguet 25 июня открыла новое здание музея-ателье. Несмотря на удаленность от туристических маршрутов, марка не поскупилась на возведение впечатляющего архитектурного сооружения

Patek Philippe Calatrava 6007A: лимитированный кроссовер на новоселье

Ввод в эксплуатацию нового производственного здания заставил мануфактуру Patek Philippe прервать режим информационного молчания. Этот сам по себе заслуживающий внимания факт оказался многократно усилен особенностями представленной по этому случаю новинки

Hublot Big Bang E: эпическая сила дизайна

Приступая к написанию статьи о премьере марки Hublot, я испытываю потребность объясниться: зачем здесь, на ресурсе, посвященном лучшим образцам традиционной механики, какие-то смарт-часы?

Panerai Luminor Marina: горящие во тьме

“Часовой Алфавит” завершает серию материалов о главных новинках виртуальной выставки watchesandwonders.com рассказом о самой неоднозначной премьере этого года – “светящемся” трио Panerai Luminor Marina. И если бы не внезапно пришедшая на ум аналогия из мира автомобилей, мы были бы настроены еще более критически