Год без выставок: вирус, поразивший часовую индустрию

8 марта ...

На минувшей неделе из Швейцарии пришли сенсационные новости: из-за проникновения коронавируса COVID-19 в Европу отменены обе крупнейшие часовые выставки 2020 года в Женеве и Базеле. Почему это важно и чего ждать дальше?


Изображение: businessinsider.com

Вообще-то, мы не стали бы привлекать внимание широких кругов любителей часов к цеховым по сути мероприятиям (кого волнует, где именно и как представляют новинки?), если бы не три соображения.

Первое: беспрецедентный характер происшедшего. Ни разу с 1917 года, когда на промышленной выставке в Базеле начали показывать часы, это шоу не сбивалось с ежегодного ритма, включая — во что нам особенно сложно поверить — даже период Второй мировой войны. История Международного салона высокого часового искусства SIHH в Женеве значительно короче, но столь же непрерывна: ни одного пропуска с 1991 года. Второе: циклическая вспышка коронавируса накладывается на структурные проблемы часовой индустрии и отмена выставок их только усугубляет. Наконец, третье, узкопрофессиональное обстоятельство: невозможно компетентно рассказывать читателям о часах, которых сам не видел. А большинства новинок 2020 года мы, судя по всему, воочию не увидим.


Изображение: baselworld.com

Хроника объявленной смерти

Напомним хронологию февральских событий. Первые тревожные сообщения пришли в первых числах месяца, когда корпорация Swatch Group отменила корпоративное представление новинок шести премиальных марок (Breguet, Harry Winston, Blancpain, Glashütte Original, Jaquet Droz и Omega), намеченное на 4-6 марта в Цюрихе, а компания Seiko – планировавшееся примерно на те же даты в Токио мероприятие под названием Grand Seiko Summit. Официально объявленная причина – вспышка коронавируса, уже достигшая к тому моменту Японии и еще не затронувшая Швейцарию. 11 февраля от участия в Baselworld-2020 по “медицинским показаниям” отказался дом Bvlgari (при подтверждении “явки” трех других часовых марок LVMH – TAG Heuer, Hublot и Zenith), двумя неделями позже – японская Citizen вместе с дочерней маркой Bulova.


Изображение: Ivan Abreu/bloomberg.com

Все это были цветочки, а ягодки начались 21 февраля, когда информационные агентства аршинными буквами сообщили о массовом проникновении COVID-19 в Италию. Учитывая географическую близость и открытую границу между странами, появление первого инфицированного в Швейцарии стало вопросом нескольких дней. Это произошло 25 февраля, после чего в дело включились власти, принявшиеся запрещать любые массовые мероприятия. Утром 27 февраля Федерация высокого часового искусства FHH объявила об отмене выставки Watches & Wonders Geneva (новое название SIHH), намеченной на 25-29 апреля с участием 31 марки. Руководство Baselworld стоически продержалось еще сутки, но во второй половине дня 28 февраля сдалось: выставка была “перенесена” на 9 месяцев. Вместо 30 апреля-5 мая 2020 года она состоится 28 января-2 февраля следующего года.


Изображение: baselworld.com

Котировки акций часовых производителей, и так бывших под давлением из-за упавшей активности китайских потребителей, устремились в тартарары: 27 февраля агентство Bloomberg сообщало, что акции Swatch Group торгуются вблизи 10-летнего ценового минимума.

В тот же день было объявлено о банкротстве компании RJ Watches, которая стала первой жертвой коронавируса или же борьбы с ним (марка планировала участвовать в Watches & Wonders). Только вот последней ли?


RJ Arraw Spider-Man Tourbillon

COVID-19: если бы он не существовал, его следовало бы выдумать

Хотя к настоящему времени паника на рынках, вызванная падением Европы перед лицом коронавируса, подутихла, фундаментальный вопрос о будущем часовой выставочной индустрии актуальности ничуть не утерял. Вспышка инфекции видится лишь удобным поводом, позволяющим игрокам рынка сохранить лицо, ибо кризис в отрасли зреет давно.

“Часовой Алфавит” писал о его причинах еще летом 2018 года, когда от участия в Baselworld отказалась корпорация Swatch Group со всеми своими 18 брендами. Теперь очевидно, что ее уход спровоцировал невиданный разброд и шатания среди часовых производителей, как падение одного камня вызывает сход горной лавины.


Бренды Swatch Group

Список марок, покинувших – еще до всякого коронавируса — обе главные часовые выставки, велик: Audemars Piguet, Breitling, Seiko, Casio, Maurice Lacroix, Raymond Weil, Richard Mille, Van Cleef & Arpels, Louis Vuitton, Dior. В один клубок сплелось все: дороговизна участия в выставках, появление новых каналов маркетинговых коммуникаций, протесты в Гонконге, падение интереса молодежи к традиционным часам, усиливающийся натиск производителей смарт-часов, сильное отставание темпов роста часового сегмента от ювелирного, отказ от дилерской розницы (главная причина ухода с SIHH марок Audemars Piguet и Richard Mille)… Немудрено, что трещавшие по швам выставки не вынесли появления коронавируса. Получается, туда им и дорога, дорогим и неэффективным? Не совсем так.


Изображение: baselworld.com

Неудобно напоминать очевидные вещи, но главный смысл отраслевых выставок, которые по-английски называются особенно емко – trade show, заключается в представлении и продаже произведенных товаров партнерам по сбытовой цепочке – дистрибуторам и дилерам. Уберите этот элемент – и вся конструкция начнет разваливаться, еще более усугубляя неблестящую ситуацию в часовой отрасли. Это первый аргумент в пользу дальнейшего существования Baselworld и Watches & Wonders.

Второй: широко освещаемые всеми мировыми СМИ выставки вносят мощный вклад в популяризацию часового искусства, напоминают конечным потребителям о том, что традиционные часы еще существуют и совершенствуются. Совокупный медийный эффект от больших шоу не заменить никакими локальными эвентами, которые по отдельности просто потонут в мутном потоке ежедневного информационного шума.

Календарная головоломка

Беспрецедентная отмена выставок недвусмысленно указывает, что 2020 год будет для часовой индустрии трудным. Объявленная консолидация Watches & Wonders и Baselworld закончилась, не успев начаться. Все еще висящий на сайте Baselworld пресс-релиз, сообщающий о синхронизации сроков проведения двух выставок аж до 2024 года, сегодня выглядит иллюстрацией тезиса “благими намерениями вымощена дорога в ад”. Судя по всему, решение о переносе Базеля на начало следующего года принималось в спешке и без консультаций с FHH, так что вопрос о датах проведения Watches & Wonders Geneva в 2021 году остается открытым.


Изображение: watchesandwonders.com

На самом деле, при кажущемся многообразии у организаторов вариантов немного. Игроки рынка были не в восторге от выбранных на 2020 год сроков выставок. Главная претензия состояла в том, что конец апреля-начало мая – это банально поздно для представления новинок года, начавшегося еще в январе. Кажется, базельское руководство, вынужденное в силу известных событий чутко прислушиваться к пожеланиям экспонентов, учло этот момент и абсолютно обоснованно поспешило застолбить старт года. Кроме того, высказывались и другие критические соображения: например, что выставки планировались в период рамадана, что могло сказаться на явке посетителей из мусульманских стран, а наши соотечественники жаловались, что ради Базеля придется пожертвовать законными майскими длинными выходными.

Какие еще факторы приходится учитывать организаторам при назначении дат выставок? Очевидно, что нельзя допустить перехлеста с Новым годом по лунному календарю (в 2021 году наступит 12 февраля): жители Китая впадают в оцепенение за неделю до этой даты и пребывают в нем, как минимум, неделю после.


Изображение: watchesandwonders.com

Организаторы Watches & Wonders имеют еще одно логистическое ограничение: большую выставку в Женеве невозможно проводить ни в феврале, ни в марте. Площади выставочного центра Palexpo почти весь февраль заняты сначала монтажом стендов Женевского автосалона, затем, в первой половине марта — собственно автосалоном (в этом году из-за коронавируса его также отменили), а вторая половина месяца уходит на разборку экспозиции.

Таким образом, вариантов у FHH два: либо, подтвердив солидарность с Базелем, вернуться к старому графику SIHH и провести Watches & Wonders Geneva в 20-х числах января, либо дожидаться апреля. По неофициальной информации из группы Richemont, там склоняются ко второму варианту. Хотя он и не избавлен от вышеупомянутых недостатков (главным из которых является поздние сроки презентации новинок), но объясним внутренними причинами: финансовый год в группе Richemont начинается 1 апреля, так что апрель в корпоративном календаре – это старт года и его логично ознаменовать показом новых моделей. Плюс отсутствие выставки в расписании 2020/21 финансового года положительно скажется на результатах группы: год и без крупных затрат на Watches & Wonders предстоит сложный.

“Маленькие, но по три…”

Пока готовился этот текст, жизнь продемонстрировала, что она сложнее умопостроений. Выступая вечером 2 марта по швейцарскому телевидению, CEO дома Bvlgari Жан-Кристоф Бабен объявил, что восемь швейцарских марок, не желая мириться с закрытием в 2020 году традиционных площадок, приняли решение устроить 26-29 апреля в Женеве междусобойчик под названием Geneva Watch Days.


Жан-Кристоф Бабен. Фото: Марина Салманова

Бабен перечислил “сепаратистов”: Bvlgari и внезапно ожившая Gérald Genta (“растворена” в структуре Bvlgari c 2010 года) представляют LVMH; Ulysse Nardin и Girard-Perregaux – корпорацию Kering; Breitling, которая ныне контролируется финансовой группой CVC Capital Partners и собственным деятельным президентом Джорджем Керном; независимые часовщики представлены марками MB&F, Urwerk и De Bethune.

Список не является окончательным: инициаторы находятся в переговорах с другими компаниями. Бабен даже назвал две из них: Chopard (ее присутствие сильно бы украсило экспозицию, но официального подтверждения об участии мануфактуры пока не поступало и, по нашей информации, вряд ли поступит) и H. Moser & Cie. (похоже на правду, поскольку глава марки Эдуард Мейлан часто кооперируется в маркетинговых целях с троицей независимых участников Geneva Watch Days).

Так как экспозицию планируется организовать в децентрализованном формате — в женевских отелях и бутиках, то появляется возможность изящно обойти введенный властями запрет на организацию массовых мероприятий. Выбор дат, почти совпадающих с отмененной Watch & Wonders, свидетельствует, что Бабен сотоварищи планирует привлечь тех представителей часовой розницы и прессы, которые собирались посетить Женеву и еще не изменили своих планов. Во избежание продолжения выставочного раскола особо подчеркивается, что инициаторы Geneva Watch Days не претендуют на “поляну” больших шоу и мероприятие будет носить разовый характер – соответственно чрезвычайным обстоятельствам 2020 года.

Ну что ж, одна маленькая выставка – это, конечно, хуже, чем две большие, но лучше, чем ничего. Так что какими бы мотивами не руководствовался глава Bvlgari (среди них – желание привлечь внимание к очередному мировому рекорду марки в сегменте ультратонких часов и утереть нос коллегам из часового дивизиона LVMH, которые пока не горят желанием примкнуть к Geneva Watch Days), его начинание заслуживает всяческого уважения и поддержки. Впрочем, последние приходящие из Европы новости ставят под сомнение реалистичность и этого плана…

Обновление от 24.03.: Geneva Watch Days все-таки перенесли: 9 марок — Breitling, Bvlgari, De Bethune, Gérald Genta, Girard-Perregaux, H. Moser & Cie., MB&F, Ulysse Nardin и Urwerk — планируют собраться в Женеве 26-29 августа 2020 года.

нашли ошибку в тексте? выделите её и нажмите ctrl + enter

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Часовые циферблаты: чёрный с белым не берите

Циферблат часто называют лицом часов: его вклад в создание первого впечатления очень велик. Располагая внушительным арсеналом техник отделки циферблатов, часовщики до сих пор редко используют такой мощный выразительный приём как цвет. “Часовой Алфавит” выбрал новинки 2020 года, порывающие с традицией осторожного отношения к цветам

GPHG-2020: наша ставка сыграла

12 ноября в Женеве, в “Театре Леман” в Fairmont Grand Hotel состоялось традиционное вручение статуэток Гран-при часового искусства 2020 года. Также по традиции — уже 3-летней — “Часовой Алфавит” провел трансляцию церемонии с русскоязычными комментариями. На этот раз ее могли смотреть и зрители сайтов kommersant.ru и forbes.ru

Omega Speedmaster Moonwatch “Silver Snoopy Award”: вездесущий пёсик Снупи и скрытая анимация

Omega оригинально отметила собственные и широко известные заслуги в освоении космоса. Вслед за моделями, посвященными высадке человека на Луну и драматическим происшествиям с астронавтами, в честь получения престижной космической награды она выпустила хронограф Speedmaster с анимированными элементами

Jaeger-LeCoultre Polaris Mariner: “дайвер” с настроением

Запущенная в 2018 году спортивная коллекция Polaris была сдержанно принята поклонниками марки. Новинкам попеняли за простоватый дизайн и отсутствие видимого родства с другими коллекциями Jaeger-LeCoultre. Только спустя два с половиной года на улицу Polaris пришел праздник

Премьеры Ulysse Nardin и литературные ассоциации

Автоматическому скелетированному турбийону Blast заслуженно достались все лавры единственной премьеры мануфактуры на недавних Geneva Watch Days, а обновленные Dual Time были представлены без всякой помпы неделей позже. “Часовой Алфавит” разобрался в нюансах новинок марки, имеющей в России множество поклонников

Парадоксы Rolex и что они означают

Главный затворник часовой индустрии показал новинки 2020 года. “Часовой Алфавит” развеивает скепсис отдельных читателей по поводу качества премьер и вписывает их в контекст процессов, происходящих в отрасли