Сразу же следует отметить, что старым добрым следовало бы назвать первоначальный шестиугольный дизайн часов Da Vinci (“Да Винчи”), выпущенных часовой фабрикой из Шаффхаузена в 1969 году, – то были первые кварцевые часы фабрики.

“Бета-21”, первый коммерческий кварцевый механизм швейцарского производства (а коллекция Da Vinci была запущена исключительно ради него), не располагал к тому, чтобы работать в привычном традиционном круглом формате часового корпуса, поскольку представлял собой “кирпичик” с довольно-таки немалыми габаритами: 30,9 x 26,5 x 7 мм. Поэтому тогдашний выбор формы корпуса нельзя не признать адекватным, кроме того, новомодная кварцевая технология требовала отхода от проверенной круглой часовой классики в сторону чего-то нового, авангардного, непривычного. Первые Da Vinci, угловатые и массивные, прекрасно с этой ролью справились.
Прошло не так уж и много времени – всего семь лет, и в IWC подправили концепцию, предложив в рамках “стальной” или же “спортивной” серии SL ряд плоских моделей Da Vinci в шестиугольных корпусах прежнего дизайна, только половина которых комплектовалась кварцевыми механизмами, а половина – механизмами с ручным заводом.

Аббревиатура SL трактовалась сначала как Steel Line, то есть серия стальных моделей, а впоследствии – как Sport Line
Несмотря на всемирное победное шествие кварцевых часов, наблюдаемое в 1970-е, у традиционной “механики” сохранялась значительная армия поклонников и ценителей, что, естественно, было отмечено и в IWC.
Так, например, данные по продажам моделей Ingenieur SL тех лет показывают, что автоматические модели превосходили кварцевые примерно в полтора раза, а в предисловии к каталогу 1981 года уже утверждалось, что:
У IWC никогда не было намерения заменять кварцевыми часами высококлассные механические калибры
Эту информацию можно воспринимать как предвестие полномасштабного возврата интереса публики к традиционным механическим часам, процесса, состоявшегося в 1980-е, одним из наиболее ярких и запомнившихся проявлений которого был выпуск новых круглых автоматических хронографов Da Vinci Perpetual Calendar с разработанным главным часовщиком фирмы Куртом Клаусом вечным календарем оптимизированной конструкции (в то время это были наиболее сложные механические наручные часы бренда).
Если в том, что касается первых часов Da Vinci, кварцевую партию вместе с IWC разыгрывали еще два десятка швейцарских часовых марок, то Da Vinci образца 1985 года, несомненно, стояли особняком.
При разработке дизайна этих часов в IWC обратились к первоисточнику, а именно к творчеству великого Леонардо: за основу дизайна были взяты наброски фортификационных сооружений из его “Атлантического кодекса”.

Потому часы Da Vinci Perpetual Calendar получили корпус идеально круглой формы, которая не нарушалась классическими ушками крепления ремешка, вместо них использовалось центральное крепление с поворотной цилиндрической деталью крепления ремешка. Дополнительные циферблаты были выполнены в виде наборов концентрических окружностей шкал указателей календаря и хронографа, потому кнопки хронографа обзавелись фирменными полусферическими “шапочками” (коих, кстати, весьма не хватает в часах Da Vinci образца 2017 года).

Часы Da Vinci Perpetual Calendar моментально попали в разряд бестселлеров, а выпущенная по следам мужских часов женская модель Da Vinci Lady Chronograph (на основе жежеровского гибридного Калибра 630 с базовым кварцевым механизмом и механическим блоком хронографа и указателя фазы Луны) вовсе обрела статус наиболее успешных женских моделей за всю историю IWC.

Далее история пошла как будто бы вспять. В конце 1990-х уже на основе Da Vinci образца 1985 года были выпущены новые технически строгие круглые Da Vinci SL, а в 2007-м в IWC вспомнили о первых кварцевых Da Vinci и перезапустили коллекцию, разработав новый дизайн на основе оригинального шестиугольного корпуса 1969 года. Годом спустя был выпущен новый, более четко построенный вариант этого дизайна – часы Da Vinci Vintage, только в них стоял уже не кварцевый, но автоматический механизм собственного производства.
Примерно в то же самое время компания взяла на вооружение стратегию ежегодного радикального обновления или перезапуска одной из основных коллекций, но коллекцию Da Vinci не трогали в течение десятилетия, чтобы уже в этом году перезапустить ее, вернувшись к дизайну 1985 года, одному из наиболее успешных в современной истории бренда.
Разумеется, коллекция была переработана – и с дизайнерской, и с технической точек зрения. Основа дизайна – по-прежнему система концентрических окружностей, сохранены двойной ободок и принцип качающихся ушек крепления ремешка (но без цилиндрической детали крепления).

Специально для новых часов вечный календарь конструкции Курта Клауса впервые поставили на автоматический мануфактурный механизм хронографа, так что у новых часов по сравнению с моделью 1985 года появились ощутимые функциональные преимущества в виде мануфактурного механизма с фирменной пеллатоновской системой автоматического завода, совмещенного циферблата 60-минутного и 12-часового счетчиков хронографа, прецизионного (один день отклонения на 577,5 года) указателя фазы Луны и возвратной функции хронографа.
Флагманская модель коллекции – новый турбийон Da Vinci Tourbillon Rétrograde Chronograph, первые часы в истории коллекции с турбийоном, открытым со стороны циферблата, и мануфактурным автоматическим механизмом хронографа. Вне всякого сомнения, превосходные часы…

Однако же главной новостью, пожалуй, следует признать не мануфактурные механизмы и не сверхсложные функции, но факт серьезного обращения IWC к направлению женских часов. Появившиеся несколько лет назад первые признаки возвращения IWC на рынок женских часов получили однозначное подтверждение в коллекции Da Vinci 2017 года, поскольку по первому впечатлению ее стоило бы посчитать скорее женской, нежели мужской.

Линейка женских моделей Portofino Midsize теперь дополнена новыми автоматическими Da Vinci Automatic 36 и Da Vinci Automatic Moon Phase 36 с указателем фазы Луны, которые предлагаются и в стали, и в золоте, с бриллиантами по ободку или без них, на чудном кожаном (аллигатор) ремешке Santoni или же на металлическом (сталь или золото) браслете. Пожалуй, не хватает только “кварца”.
Автор статьи: Алексей Кутковой
Фотографии предоставлены пресс-службой IWC и фондом Haute Horlogerie