Рассказываем о том, какие методы и современные технологии используют часовые дома для защиты от подделок
Часовые подделки нестрашны большим домам, поскольку наносят удар прежде всего по производителям недорогих часов от 100 до 300 евро. Но дома изо всех сил борются за свою репутацию и честное имя.
Первым мастером, который столкнулся с подделкой своих часов, был Авраам-Луи Бреге (Breguet). Очень уж большой славой во всем цивилизованном мире пользовались его модели. Одно присутствие его имени на циферблате увеличивало цену часов вдвое. С подделками мастер боролся очень обстоятельно:
Он первым додумался использовать в качестве знака собственного качества узор гильош. А ведь изначально к гильошу прибегали, чтобы скрыть неровность циферблата. Они ведь в те времена были большие, и придать им идеально ровную поверхность, а потом равномерно распределить по ней эмаль или краску было невероятно сложно. Вот и выручал гильош. Однако Бреге приобрел несколько станков и разработал фирменные узоры во главе с Clous de Paris (“парижские гвозди”), а также первым начал нарезать несколько разных узоров на разных частях одного и того же циферблата.
Шрифт
Кроме того, Бреге разработал фирменный фонт для цифр, которые до сих пор так и называются “цифры Бреге”. Они кажутся рукописными и имеют небольшой наклон, будто выполнены курсивом.
Стрелки
Он создал фирменные стрелки Бреге с окружностью ближе к кончикам. Стрелки — деталь очень непростая, нежная и тонкая, и, чтобы пробить в ней такое отверстие, нужно иметь специальное оборудование.
Спираль
Так называемую брегетированную спираль с изогнутым особым образом кончиком он изначально изобрел для лучшей изохронности, но вскоре и она помогала ему определять его часы.
Нумерация
Опять же с целью дополнительной защиты от подделок он начал наносить на корпус и циферблат часов их номера. Его дилеры имели подробнейшее описание моделей с определенными номерами.
Турбийон
Однако самой лучшей защитой оказался придуманный им модуль турбийона, который и ныне не все компании способны изготовить, а в те времена на этот подвиг были горазды два-три человека в мире.
Глобально проблема подделок возникла на рубеже XIX и XX веков, когда несколько американских компаний наладили конвейерный способ производства карманных часов, которые стали выпускаться в огромном количестве и по очень низкой цене. Тогда люди в массе своей были совершенно темны и неискушенны в часовом искусстве, и всучить им задорого часы всего за доллар, но с надписью престижного швейцарского производителя на циферблате было очень просто. Однако швейцарцы сидели в своих горных деревушках и об этой проблеме не ведали.
Но самый настоящий разгул часового пиратства начался в эпоху кварцевых часов. Грошовые кварцевые механизмы стоимостью дешевле доллара производились миллиардами. При этом азиатские практически ничем не отличались от швейцарских. И нечестным людям ничего не стоило наштамповать похожие, скажем, на Oyster корпуса и циферблаты, а затем продать их в качестве настоящих Rolex. Гигант швейцарского часпрома до сих пор является самой подделываемой маркой.
Второй всплеск контрафактной продукции произошел вскоре после того, как Swatch Group в интересах оптимизации логистических расходов открыла в Китае завод по изготовлению механических механизмов ЕТА. Технологии тут же оказались в руках у воротил черного рынка. Вот тогда-то о защите от подделок задумались все. Лучшие часовые компании защищаются по-разному:
Например, Rolex с некоторых пор наносит на фланец циферблата непрерывной строкой собственное имя: ROLEXROLEXROLEXROLEX. Это только кажется, что скопировать этот прием легко. На фланцах и циферблатах некоторых моделей эти пять заветных букв нанесены голограммой, которую можно прочесть только под определенным углом.
Безели спортивных моделей отныне размечаются только с помощью фирменной технологии Cerachrome: в керамическом ободке выдавливаются цифры и метки, а потом заполняются золотом или платиной. Причем часто эти керамические безели окрашены в два цвета, что до сих пор не удается больше никому.
Очень сложна в производстве и фирменная браслетная застежка с предохранителем Oysterlock, как и система удлинения браслета Rolex Glidelock. То есть Rolex начал защищаться самым надежным способом — технологическим.
По этому же пути пошла Omega. Ее безели размечаются по схожей технологии под названием Ceragold или защищены фирменным составом Liquidmetal.
Но самая главная защита Omega — это характерный, ни на что не похожий механизм с соосным спуском. Достаточно перевернуть часы и посмотреть на узел баланса сквозь прозрачную сапфировую крышку. Ни у кого больше такого нет.
Кстати, прозрачная сапфировая крышка — тоже в какой-то степени защитная мера. Сквозь нее виден уровень обработки и декора механизма. Ювелирную работу подделать практически невозможно. Ну как подделать такую обработку механизма?
Декор механизма Côtes de Genève (“Женевские волны”) — тоже надежная защита, как и Glashütte Wellenschliff (“Волны Гласхютте”).
Как это ни странно, но в последнее время участились подделки именно самых дорогих часов класса Haute Joaillerie. Мне на это жаловался СЕО Audemars PiguetФрансуа-Анри Беннамиа.
В подавляющем большинстве шедевров высокого ювелирного искусства используются кварцевые механизмы. Мастеров, способных полностью инкрустировать корпус, циферблат и браслет часов, найти не так уж и сложно. Когда все спрятано под слоем алмазов различных огранок, определить подлинность модели практически невозможно. Жуликов при этом интересует прибыль от надбавки за бренд. В этом случае, как говорится, даже медицина бессильна. Остается только дать совет приобретать дорогие часы в монобрендовых бутиках ведущих домов. Там вас точно не обманут.
Фотографии: пресс-службы часовых брендов
нашли ошибку в тексте? выделите её и нажмите ctrl + enter
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Часовые циферблаты: чёрный с белым не берите
Циферблат часто называют лицом часов: его вклад в создание первого впечатления очень велик. Располагая внушительным арсеналом техник отделки циферблатов, часовщики до сих пор редко используют такой мощный выразительный приём как цвет. “Часовой Алфавит” выбрал новинки 2020 года, порывающие с традицией осторожного отношения к цветам
GPHG-2020: наша ставка сыграла
12 ноября в Женеве, в “Театре Леман” в Fairmont Grand Hotel состоялось традиционное вручение статуэток Гран-при часового искусства 2020 года. Также по традиции — уже 3-летней — “Часовой Алфавит” провел трансляцию церемонии с русскоязычными комментариями. На этот раз ее могли смотреть и зрители сайтов kommersant.ru и forbes.ru
Omega оригинально отметила собственные и широко известные заслуги в освоении космоса. Вслед за моделями, посвященными высадке человека на Луну и драматическим происшествиям с астронавтами, в честь получения престижной космической награды она выпустила хронограф Speedmaster с анимированными элементами
Jaeger-LeCoultre Polaris Mariner: “дайвер” с настроением
Запущенная в 2018 году спортивная коллекция Polaris была сдержанно принята поклонниками марки. Новинкам попеняли за простоватый дизайн и отсутствие видимого родства с другими коллекциями Jaeger-LeCoultre. Только спустя два с половиной года на улицу Polaris пришел праздник
Премьеры Ulysse Nardin и литературные ассоциации
Автоматическому скелетированному турбийону Blast заслуженно достались все лавры единственной премьеры мануфактуры на недавних Geneva Watch Days, а обновленные Dual Time были представлены без всякой помпы неделей позже. “Часовой Алфавит” разобрался в нюансах новинок марки, имеющей в России множество поклонников
Парадоксы Rolex и что они означают
Главный затворник часовой индустрии показал новинки 2020 года. “Часовой Алфавит” развеивает скепсис отдельных читателей по поводу качества премьер и вписывает их в контекст процессов, происходящих в отрасли