“Меня прет то, что я делаю”

26 ноября ...

Российский часовщик Константин Чайкин — о победе на GPHG, часах как арт-объекте, кайфе от своего дела и нелюбви к работе по требованию


Константин Чайкин на церемонии часового “Оскара” — GPHG 2018

В интервью для Lenta.ru вы сказали, что в этом году готовились к часовому “Оскару” более осознанно, чем раньше. Что вы имели в виду?

В прошлом году мы подали заявку на участие модели JokerМатериал корпусаСтальФункции- часы
- минуты
- указатель фаз ЛуныДиаметр корпуса42 mmТип механизмаМеханика с автоподзаводомЦена980 000 ₽
Узнать о наличии
в номинации “Художественное ремесло”. Это был лично мой выбор и банальная ошибка по незнанию. После подачи заявки мы писали организаторам Гран-при с просьбой о смене номинации, но было уже поздно.

Выбирая категорию в этом году, мы остановились на номинации “Малая стрелка” с часами Clown и “Исключительная механика” с моделью Joker Automaton, которую мы сделали совместно с Andersen Genève.


Andersen Genève & Konstantin Chaykin Automaton Joker и Konstantin Chaykin Clown

Но вы же взяли приз “За дерзость”?

Напомню, что в этой номинации нельзя было участвовать, она была вне 12 основных категорий.

Что значит лично для вас победа на часовом “Оскаре”?

Впервые я был на GPHG в 2012 году в качестве приглашенного гостя, не участника. Для меня это был некий отдых, способ получить новые впечатления. После я ближе познакомился со структурой наград часовой индустрии в России и за рубежом. Но среди всех выделяется женевский Гран-при, поэтому с 2013 года мы в нем участвуем.


Задняя крышка часов Andersen Genève & Konstantin Chaykin Automaton Joker

Вы говорили, что награды для вас не так важны — первостепенно удовольствие, которое вы получаете от самой работы.

Меня прет то, что я делаю, и мне нравятся результаты нашей работы, то есть сам процесс создания часов.

Например, я люблю альпинизм. В этом спорте ты ставишь цель — достигнуть вершины горы. Ты готовишься, ты к ней идешь — это очень сложно, тяжело, тебе дует в лицо ветер, летит снег, и ты из последних сил достигаешь вершины, в этот момент ты получаешь фантастические эмоции. Ты кайфуешь от того, что достиг цели. Так же и с GPHG: премия — это результат проделанной работы.

СМИ акцентируют внимание на том, что вы первый российский часовщик, получивший премию GPHG. Почему это так важно для России и для СМИ в частности?

Пока только мы получили женевскую премию GPHG. Мне нравится, что за последние годы появились последователи нашей работы среди независимых часовщиков.

Своим успешным примером мы заставили людей поверить, что то, что делают в России, не хуже, чем у зарубежных коллег. А порой можно делать и лучше.

Для нас это своего рода социальная миссия. Одновременно с этим я космополит и верю, что искусство не имеет границ. Но мне приятно, что в России есть хорошие часы. Это не диванный, а нормальный человеческий патриотизм.

Вы говорите “мы”, а не “я”, имея в виду мануфактуру “Константин Чайкин”. В какой момент вы стали ассоциировать ваш бренд с командой, а не с собой?

Существует бренд и компания, я и мои коллеги — это связанные между собой вещи. Я мог бы говорить, что наши успехи — это моя заслуга, но не имею на это права. Все, что мы сейчас имеем, — это также результат работы команды.

Вы говорили, что часы — это объект искусства, и только. Почему для вас это так важно?

Дело в том, что хороший механизм, созданный в результате работы компании или человека, — это тоже творчество. Наш случай — уникальная история, я стараюсь делать то, что не делают другие принципиально, потому что это мое творчество.

Каждые часы — результат глубокого созерцания, анализа и большого творческого труда. Плюс ко всему часы делать долго. Это банально, но правда. Минимум год, а в некоторых случаях годы.

От идеи до результата?

Да. Моя задача — сделать работу так, чтобы это наверняка выстрелило. Я не могу совершить ошибку, потому что это огромные деньги и работа людей. Я трачу много времени на выбор, придумывание, обдумывание, доделывание. Этот процесс иначе как творческим я назвать не могу.

Мы ведь не делаем то, что делают другие, нам не нужны турбийоны. Моя личная задача — делать то, что мне нравится.

Это не обязательно демонстрация моего вывернутого внутреннего мира. Это мое восприятие определенных вещей, рождающихся как объект искусства.

Например, почему вы решили воссоздать в часах Джокера и персонажа из книги Стивена Кинга “Оно”?

Это осознанная интерпретация. Мы создаем вещи, которые должны совмещать в себе, с одной стороны, искусство, а с другой — бизнес.

Первоначально была идея назвать часы Smile, но я отказался от нее. Мне нужен был персонаж, который не нарушал ничьих авторских прав и был ярким, запоминающимся и удачливым. Поэтому остановился на Джокере.


Konstantin Chaykin Joker

Что касается Стивена Кинга — это моя личная история. В подростковом возрасте — наверное, в 1988 году — я прочитал повесть “Туман”. И до 30 лет перечитал всего Кинга на русском. Модель Clown — часть моего внутреннего мира.


Konstantin Chaykin Clown

Часы с персонажами из вселенной Marvel вы тоже когда-нибудь сделаете?

Ко мне приезжали из “Двадцатого века Фокс”, мы разговаривали на эту тему.

Но мне не хочется делать то, что надо делать. Не люблю создавать что-то по требованию.

Да и не могу сказать, что я фанат какого-то комикса.

Вы говорили, что у вас тяжелая работа. Были моменты, когда вы хотели все бросить и уйти?

Творчество связано с эмоциями. Нужен драйв, важно, чтобы нравилось то, чем ты занимаешься.

Я получаю невероятное удовольствие от того, что ко мне приходят потрясающие идеи.

Но это состояние нужно поддерживать, поскольку возникают перепады настроений: от мощных и ярких положительных эмоций до депрессивно-отрицательных. В эти моменты возникает желание все бросить. Жутко устаешь. Морально и физически тяжело поддерживать творческий драйв.

Вы участвуете в Baselworld. На сегодняшний день многие отказались от участия в ней. Как вы думаете, у выставки есть будущее?

“Базель” — это центр общения, это некая реперная точка для многих часовщиков.

Мы ведь живем от “Базеля” до “Базеля”.

Выставка простояла 100 лет, и я надеюсь, что еще простоит, ведь это тусовка, люди, отношения.

Изображения: пресс-служба Konstantin Chaykin

нашли ошибку в тексте? выделите её и нажмите ctrl + enter

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

GPHG-2020: наша ставка сыграла

12 ноября в Женеве, в “Театре Леман” в Fairmont Grand Hotel состоялось традиционное вручение статуэток Гран-при часового искусства 2020 года. Также по традиции — уже 3-летней — “Часовой Алфавит” провел трансляцию церемонии с русскоязычными комментариями. На этот раз ее могли смотреть и зрители сайтов kommersant.ru и forbes.ru

Omega Speedmaster Moonwatch “Silver Snoopy Award”: вездесущий пёсик Снупи и скрытая анимация

Omega оригинально отметила собственные и широко известные заслуги в освоении космоса. Вслед за моделями, посвященными высадке человека на Луну и драматическим происшествиям с астронавтами, в честь получения престижной космической награды она выпустила хронограф Speedmaster с анимированными элементами

Jaeger-LeCoultre Polaris Mariner: “дайвер” с настроением

Запущенная в 2018 году спортивная коллекция Polaris была сдержанно принята поклонниками марки. Новинкам попеняли за простоватый дизайн и отсутствие видимого родства с другими коллекциями Jaeger-LeCoultre. Только спустя два с половиной года на улицу Polaris пришел праздник

Премьеры Ulysse Nardin и литературные ассоциации

Автоматическому скелетированному турбийону Blast заслуженно достались все лавры единственной премьеры мануфактуры на недавних Geneva Watch Days, а обновленные Dual Time были представлены без всякой помпы неделей позже. “Часовой Алфавит” разобрался в нюансах новинок марки, имеющей в России множество поклонников

Парадоксы Rolex и что они означают

Главный затворник часовой индустрии показал новинки 2020 года. “Часовой Алфавит” развеивает скепсис отдельных читателей по поводу качества премьер и вписывает их в контекст процессов, происходящих в отрасли

Bvlgari в Женеве: ария римского гостя

По существу именно настойчивости дома Bvlgari мы обязаны проведением единственного очного часового события 2020 года Geneva Watch Days. Инициатор не подкачал: представил очередной мировой рекорд в сегменте ультратонких часов, а также окончательно реанимировал марку Gérald Genta – на сей раз для широкой аудитории