Что такое репетиры?

3 февраля ...

Часы, способные озвучивать время, родились раньше других. Но до сих пор они считаются самыми сложными, дорогими и престижными

Слово “репетир” переводится как “повторение”. Потому что это устройство с помощью звука повторяет показания часовых стрелок. В XVII и XVIII веках эта функция была в часах одна из самых актуальных и необходимых. В те времена люди не знали даже, что такое спички, а потому с наступлением темноты, находясь на улице, в пути и даже дома, узнать, который час, было практически невозможно. Поэтому они и родились раньше всех остальных престижных усложнений – турбийонов, вечных календарей и даже хронометров – в 1676 году.

Минутный репетир

Но удивляться тому факту, что они существуют до сих пор, все равно что удивляться, почему в век айфонов, UHD-камер и телевизоров и 3D-принтеров до сих пор на свете есть художники и скульпторы. Дело в том, что репетир – это неотъемлемая часть истории, науки и высокого часового искусства. Это вершина самого престижного класса часов Grande Complication.

По своей сути репетир – это первый компьютер, причем механический. Первым создал этот механический компьютер англичанин Эдвард Барлоу. Его репетир был часовым и “тупо” отбивал, скажем, 11 раз, даже если до полуночи оставалась пара мгновений. Потом плеяда блестящих британских мастеров во главе с Дэвидом Куэйром научила репетиры отбивать не только часы, но и четверти, 10-минутки, 5-минутки и минуты.

5
столько видов репетиров существует

По этой точности репетиры и различаются – часовые, четвертные, децимальные, пятиминутные и минутные. Самыми крутыми считаются минутные. Главное преимущество репетира перед часами с боем в том, что репетир звонит только тогда, когда этого хочет хозяин. Тогда как часы с боем дисциплинированно разбудят вас, дабы информировать, что наступило 4 часа утра (если вы, конечно, не забыли отключить на ночь функцию боя).

Состоит механический компьютер из двух половинок – часовой и репетирной. Поэтому внутри корпуса репетиров, как правило, два заводных барабана, каждый из которых питает энергией свою половинку. Есть гонги в виде проволочных колец, намотанных в несколько витков вокруг механизма, и молоточки, которые бьют по гонгам. Есть блок деталей, которые похожи на улиток и поэтому так и называются. Каждая из улиток связана с соответствующими колесами часового механизма и поэтому знает, который час. В итоге, когда вы нажимаете на боковой рычаг активатора, часовой, четвертной и минутный рычаги “обращаются” к своим улиткам, узнают от них, сколько ударов надо отбить, а затем раскрутившаяся центрифуга передает свою энергию и приводит в движение молоточки, и те молотят по гонгам.

Почти у всех современных наручных репетиров два гонга – с низким и тонким тембрами. Сначала “басом” отбиваются часы – “Бом!”, затем наступает очередь четвертей, которые принято озвучивать сдвоенными ударами обоих молоточков: “Бим-бом!” А потом одиночными ударами по тонкоголосому гонгу озвучиваются минуты: “Бим!” Наибольшее количество ударов – 32 – можно услышать, если активировать минутный репетир в 12:59.

В названиях некоторых минутных репетиров иногда присутствует словосочетание Grande или Petit Sonnerie (большой бой или малый бой). Это означает, что модель способна сообщать время не только по вашему желанию, но и сама по себе. Часы с функцией большого боя имеют лишь Gérald Genta, F.P. Journe, A. Lange & Söhne, Audemars Piguet, Patek Philippe, Bvlgari, Philippe Dufour, Jaeger-LeCoultre и с этого года Vacheron Constantin и Greubel Forsey.

Вот как выглядит репетир в часах A.Lange Söhne — Lange Zeitwerk Minute Repeater:

A. Lange & Söhne Lange Zeitwerk Minute Repeater

Но самое главное в репетирах – количество нот, которые они отбивают по запросу. Великие компании Patek Philippe, Ulysse Nardin, Gérald Genta, Jaeger-LeCoultre и Greubel Forsey создали карильоны с кафедральным боем – то есть часы с четырьмя гонгами, которые могут исполнять мелодию. Четыре гонга – это четыре ноты. Создатели остановили свой выбор на одной из самых известных мелодий в мире, которую исполняют куранты Вестминстерского аббатства: “Ми-до-ре-соль; соль-ми-ре-до”. То есть если вы видите в названии репетира слова carillon или Westminster – перед вами репетир наивысшего класса (обычные имеют два гонга).

Обладание часами с минутным репетиром во все времена демонстрировало высочайший статус и состояние человека. Вспомните Евгения Онегина, которого с бульвара на обед звал недремлющий Breguet:

Онегин едет на бульвар
И там гуляет на просторе,
Пока недремлющий брегет
Не прозвонит ему обед.

Это и помогло им пережить появление и электричества, и люминесцентных циферблатов.

Главная сложность при создании наручных репетиров – небольшой размер корпусов, в которых нужно найти место для резонансной камеры, чтобы звук боя был слышен. Лучшим звукопроводным материалом является сталь, из драгоценных металлов – белое золото. Худший – платина, но именно ее производители чаще всего используют при создании репетиров, очевидно, стремясь подчеркнуть, что им не страшны никакие трудности.

Наибольший вклад в развитие минутных репетиров в последнее время внесли такие гранды высокого часового искусства, как Patek Philippe, Ulysse Nardin и особенно Jaeger-LeCoultre. Эти компании вообще первыми начали выпускать репетиры с четырьмя гонгами и из года в год наращивают свое преимущество.

Ulysse Nardin отличается от прочих производителей репетиров тем, что старается дополнять свои звуковые часы еще и автоматонами (они же жакемары) – движущимися в такт с боем фигурками людей или животных.

Ulysse Nardin

Репетиры и сейчас способны производить очень немногие мастера. Например, это главный доход известного независимого мастера Кристофа Кларе. Этот невысокого роста обаятельный человек обслуживает все швейцарские часовые компании, которые не сподобились наладить репетирное производство.


Фотографии: пресс-службы часовых брендов

нашли ошибку в тексте? выделите её и нажмите ctrl + enter

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Часовые циферблаты: чёрный с белым не берите

Циферблат часто называют лицом часов: его вклад в создание первого впечатления очень велик. Располагая внушительным арсеналом техник отделки циферблатов, часовщики до сих пор редко используют такой мощный выразительный приём как цвет. “Часовой Алфавит” выбрал новинки 2020 года, порывающие с традицией осторожного отношения к цветам

GPHG-2020: наша ставка сыграла

12 ноября в Женеве, в “Театре Леман” в Fairmont Grand Hotel состоялось традиционное вручение статуэток Гран-при часового искусства 2020 года. Также по традиции — уже 3-летней — “Часовой Алфавит” провел трансляцию церемонии с русскоязычными комментариями. На этот раз ее могли смотреть и зрители сайтов kommersant.ru и forbes.ru

Omega Speedmaster Moonwatch “Silver Snoopy Award”: вездесущий пёсик Снупи и скрытая анимация

Omega оригинально отметила собственные и широко известные заслуги в освоении космоса. Вслед за моделями, посвященными высадке человека на Луну и драматическим происшествиям с астронавтами, в честь получения престижной космической награды она выпустила хронограф Speedmaster с анимированными элементами

Jaeger-LeCoultre Polaris Mariner: “дайвер” с настроением

Запущенная в 2018 году спортивная коллекция Polaris была сдержанно принята поклонниками марки. Новинкам попеняли за простоватый дизайн и отсутствие видимого родства с другими коллекциями Jaeger-LeCoultre. Только спустя два с половиной года на улицу Polaris пришел праздник

Премьеры Ulysse Nardin и литературные ассоциации

Автоматическому скелетированному турбийону Blast заслуженно достались все лавры единственной премьеры мануфактуры на недавних Geneva Watch Days, а обновленные Dual Time были представлены без всякой помпы неделей позже. “Часовой Алфавит” разобрался в нюансах новинок марки, имеющей в России множество поклонников

Парадоксы Rolex и что они означают

Главный затворник часовой индустрии показал новинки 2020 года. “Часовой Алфавит” развеивает скепсис отдельных читателей по поводу качества премьер и вписывает их в контекст процессов, происходящих в отрасли