На что посмотреть, если вы оказались в музее Patek Philippe

21 июня ...

Любите часы? Вам сюда. Музей Patek Philippe

Здание музея Patek Philippe в Женеве
Здание музея Patek Philippe в Женеве. Изображения: пресс-служба Patek Philippe

Сначала будет нелишне познакомиться с фактами и цифрами.

Принадлежащий компании Patek Philippe часовой музей — безусловно, чемпион среди всех частных часовых собраний мира, это сразу понимаешь, стоит лишь бегло осмотреть экспозицию. Если не ходить и не смотреть, цифры, в общем-то, не впечатляют: это примерно две тысячи часов, преимущественно карманных и наручных, коллекция музыкальных автоматов и эмалевых вещей, в основном женевского происхождения.

Музей Patek Philippe расположен в Швейцарии, Женеве, неподалеку от Старого города и мануфактуры Франсуа-Поля Журна на улице Вьё-Гренадье, 7, — по-русски это название звучало бы как улица Старых Гренадеров

Экспозиция располагается на четырех этажах здания, построенного в начале XX века: на первом этаже находятся реставрационные мастерские и коллекция часовых станков, инструментов и приспособлений; на втором — часы Patek Philippe; на третьем — коллекция антикварных часов, представляющая период примерно с 1540 года до середины XIX века — словом, все, что не Patek Philippe; на четвертом — библиотека часовой литературы из восьми тысяч томов, архив Patek Philippe и рабочий кабинет Филиппа Стерна. Собственно говоря, весь музей — это его коллекция. Разумеется, архив и кабинет вне зоны доступа публики.


Тьерри Cтерн (президент Patek Philippe), Шарль Cтерн (купивший вместе с братом Жаном Cтерном в 1932 году компанию Patek Philippe), Филипп Стерн (почетный президент Patek Philippe). Изображение: Watch Alfavit

Если говорить о музейном собрании как о частной коллекции, то оно выстроено очень логично и продуманно. Филипп Стерн, прежний руководитель бренда, выбрал для себя три наиболее интересные темы: все, что касается Patek Philippe, самое интересное и значимое в области портативных часов допатековского периода и эмали. В последнем увлечении проявляются семейные корни: Стерны, его предки, с 1898 года занимались в Женеве циферблатным бизнесом (Fabrique de cadrans Stern Frères S.A.), где, разумеется, практиковалась эмаль.

В двух первых увлечениях Филиппу Стерну очень помогли дружественные связи с антикварами и аукционистами, в этой связи злые языки говорили, что взлету аукционных цен на антикварные “патеки” мы обязаны грамотной деятельности Стерна по закупке лучшего, что всплывало на рынке, в его коллекцию. Как бы то ни было, эффекта пузыря не наблюдается, патековские голубые фишки показывают стабильно высокие результаты (есть несколько проблемных позиций, но здесь неуместно их обсуждать), да и активную деятельность всех трех ведущих аукционных домов сейчас проблематично контролировать.

Итак, все 1990-е и первое десятилетие 2000-х прошли под аккомпанемент рукоплесканий по поводу новых и новых аукционных рекордов “Патека”, которому до сих пор принадлежит наивысшее достижение в абсолютной категории в 23 237 000 швейцарских франков — эту сумму выплатил покупатель сверхсложных карманных часов Генри Грейвса (Henry Graves Jr. Supercomplication, или Patek Philippe № 198385) на аукционе Sotheby’s в Женеве 11 ноября 2014 года.


Patek Philippe №198385 – Henry Graves Jr. Supercomplication. Изображения: sothebys.com

Следует отметить, что этим покупателем не был музей Patek Philippe, так как Филипп Стерн отказался повышать ставки еще на предыдущих торгах по “грейвсу” (1999 год, Sotheby’s), когда часы за рекордные 11 миллионов долларов достались саудовскому шейху Сауду бин Мухаммеду Аль Тани.


Patek Philippe №198385 – Henry Graves Jr. Supercomplication. Изображения: sothebys.com

Тем не менее, попав в патековский музей на патековский этаж, понимаешь, почему сейчас инициативу перехватили “ролексы” — коллекция укомплектована лучшими и наиболее ценными экземплярами, все оставшееся патековское сладкое давно уже разошлось по музеям и коллекционерам, которые в обычных обстоятельствах не готовы расставаться со своими сокровищами.

В отличие от большинства других частных корпоративных музеев, куда прохожий с улицы никак не может попасть, музей Patek Philippe открыт для публики, хотя время работы жестко лимитировано тремя часами по будням и семью часами в субботу. Так что, коль возникнет желание припасть к сокровищнице часовой мысли, придется приноровиться к такому расписанию.

Режим работы музея Patek Philippe:
вторник — пятница: 14:00–17:00;
суббота: 10:00–17:00.
Также следует учитывать красные даты швейцарского календаря, по праздникам музей закрыт

В принципе, посещение музея Patek Philippe в чем-то сродни походу в Лувр или Эрмитаж: априори понятно, что экспозицию не получится сколько-нибудь добротно и подробно рассмотреть и за день, да и рассудок просто перестанет воспринимать бездну сваливающейся на него информации — все интересное, все существенное. Поэтому лучше не стараться, тщательно рассмотреть избранное, какое-то определенное направление или период, а при первой же возможности запланировать повторный визит и так далее.

Прохожему с улицы придется приобрести входной билет, стоимость по швейцарским меркам невысока — десять франков со всякого, семь франков с людей льготных категорий, пять франков при групповом посещении (десять человек и более), дети до 18 лет проходят бесплатно. Говорят, вход по Swiss Travel Pass и Swiss Museum Pass бесплатный, но я не пробовал.

Также стоит запастись пяти- или двухфранковой монетой для того, чтобы суметь воспользоваться ячейкой камеры хранения (соответственно, большой или поменьше), это придется сделать, так как с вещами в музей не пустят, с этим очень строго.

Столь же строго с фотографированием — оно разрешается только во входном холле, где выставлены монументальные часы-ваза фирмы Frères Rochat, изготовленные в 1834 году Пьером-Фредериком Ингольдом и Франсуа Николем (ход с постоянным натяжением, автомат с поющими птичками и тремя мелодиями), вот рядом с ними можно сделать селфи.


Часы-ваза фирмы Frères Rochat, 1834. Изображение: Watch Alfavit

А заодно рассмотреть подробнее узел баланса — там установлено устройство его остановки с кисточкой, зрелище весьма познавательное. Особенно если вспомнить, что возобновленный лет десять назад германский бренд Moritz Grossmann утверждает, что способ остановки баланса волосяной кисточкой — это его недавнее изобретение.

В залах основной экспозиции фотографировать и делать селфи категорически возбраняется, так что придется отложить это до посещения Лувра или Эрмитажа. Есть, правда, исключение из этого правила, но оно действительно только для журналистов, которые в состоянии подтвердить свой статус. Впрочем, толку от того мало, так как подсветка ведется точечными источниками, коих множество, также множество стекол витрин, создающих бесчисленные блики и отражения, так что качественную съемку даже с профессиональной аппаратурой произвести крайне сложно.

Сколько-нибудь подробное описание экспозиции не имеет смысла, так как для этого потребовалось бы несколько томов в печатном формате. Кстати, музей предлагает приобрести несколько собственных печатных изданий, цены даже по швейцарским меркам запредельные — например, два тома с описанием экспозиции с часами Patek Philippe, всего 928 страниц и примерно шесть килограммов живого веса, обойдутся в 660 франков (ориентировочно 41 тысяча рублей; приобретение можно сделать в интернете). Каталог экспозиции часового искусства с 1540 года по середину XIX века пока что не подготовлен.

Чтобы проиллюстрировать, как могло бы выглядеть описание чуть ли не каждого экспоната музея, расскажу здесь лишь об одном из них — из патековской экспозиции. Это уникальный сплит-хронограф Ref. 2512 № 867857, который был произведен в 1950 году.

Сплит-хронограф Patek Philippe Ref. 2512 №867857, 18K желтое золото, диаметр 46 мм, изготовлен в 1950 год. Был продан на аукционе в Женеве 12 октября 1996 года за 795 500 швейцарских франков, а в последствие приобретен Филиппом Стерном за 1 439 750 франков на женевском аукционе Christie’s в 2000 году. В настоящее время является частью коллекции музея Patek Philippe.
Сплит-хронограф Patek Philippe Ref. 2512 №867857, 18K желтое золото, диаметр 46 мм, изготовлен в 1950 году. Был продан на аукционе в Женеве 12 октября 1996 года за 795 500 швейцарских франков, а в последствии приобретен Филиппом Стерном за 1 439 750 франков на женевском аукционе Christie’s в 2000-м. В настоящее время является частью коллекции музея Patek Philippe. Изображение: catalog.antiquorum.swiss

Эти часы интересны тем, что представляют, пожалуй, за исключением часов эротического жанра (не припоминаю ни единого экземпляра), наиболее раритетное направление в деятельности бренда — милитаристское. До недавнего времени часы милитари-стиля выпускались “Патеком” крайне редко, в основном это были прототипы и спецэкземпляры, произведенные по заказу.

Правда, с 2015 года ситуация изменилась, сейчас выпускаются три варианта авиаторских часов Calatrava Pilot Travel Time и один авиатор Calatrava Pilot Ref. 5522A (лимитированная серия в 600 экземпляров только для американского рынка).


Patek Philippe Calatrava Pilot Travel Time (2015), Patek Philippe Calatrava Pilot Ref.5522A (2017). Изображения: пресс-служба Patek Philippe

Так вот, сплит-хронограф № 867857 принадлежал микросерии Ref. 2512 из трех экземпляров с грандиозным как по тем, так и по нынешним временам 46-миллиметровым корпусом, циферблатом в милитаристском стиле. Помимо сплит-хронографа № 867857, в серии Ref. 2512 был однокнопочный хронограф (механизм № 197952, часы проданы Sotheby’s 11 мая 2008 года на торгах в Женеве) и часы с ручным заводом и центральной секундной стрелкой № 690545 (тоже Sotheby’s, 4 декабря 2012 года).


Patek Philippe №197952 (1925-1932), Patek Philippe №69054 (1955). Изображения: sothebys.com

Сплит-хронограф № 867857, прежде чем оказаться в коллекции патековского музея, прошел через заботливые руки аукционистов. В 1996 году его продали за впечатляющую сумму в 795 500 франков на торгах Antiquorum в Женеве. Филипп Стерн тогда не стал приобретать часы, но характерная внешность, по-видимому, запала в душу.

О раритетном историческом экземпляре вспомнили в 1998 году, когда “Патек” возобновил производство базового (то есть без дополнительных сложных функций) хронографа Ref. 5070, который был как сын на папашу похож на тот самый сплит-хронограф Ref. 2512. В следующий раз, когда этот экземпляр вновь всплыл на поверхность (15 ноября 2000 года на женевском аукционе Christie’s), Филипп Стерн не дал ему уплыть в чужие руки и приобрел за 1 439 750 франков.


Сплит-хронограф Patek Philippe Ref. 2512 №867857. Изображение: пресс-служба Patek Philippe

Сейчас сплит-хронограф Ref. 2512 красуется в музейной витрине рядом со знаменитыми выпускающимися с 1930-х хронографами Ref. 130, где также выставлен один из двух однокнопочных экземпляров в стальном корпусе (№ 504147).

Если история понравилась, найдите способ выразить свою признательность сайту Watchalfavit.ru, который попросит меня продолжить рассказ об избранных экземплярах патековского музея.

нашли ошибку в тексте? выделите её и нажмите ctrl + enter

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Развитие часовых механизмов: первые механические часы — какими они были?

Продолжаем серию рассказов о развитии часового дела и появлении первых механических часов

Что такое спуск в часовом механизме?

Рассказываем про спуск — сердце часового механизма, от которого всецело зависит точность его хода

Diver Great White — новые дайверы Ulysse Nardin

Пополнение в дайверских рядах швейцарского бренда: модель в белом цвете – Diver Great White

На что стоит обращать внимание при покупке драгоценных камней?

Дипломированный геммолог Екатерина Колье рассказывает о том, как отличить натуральные камни от подделки, сертификатах и средней рыночной стоимости камней

Издательский дом Alfavit Media провел онлайн-трансляцию премии GPHG

Издание Watch Alfavit собрало гостей и партнеров на вечерний коктейль и трансляцию часового “Оскара”

Премия GPHG 2018. Список победителей

9 ноября в женевском театре Леман были объявлены обладатели часового “Оскара”. “Часовой Алфавит” делится списком победителей во всех номинациях