Patek Philippe Nautilus 5711: король Instagram пошёл под нож, что дальше?

21 февраля ...

Иногда известие о сворачивании производства имеет гораздо большую значимость, чем новость о запуске. И сегодня – тот самый случай. Ведь речь идет о, без преувеличения, культовой и мегавостребованной модели, положившей начало целому сегменту роскошных стальных часов


Patek Philippe Nautilus Ref. 5711-1A-010

Различные осведомлённые источники, включая газету The New York Times, сообщили, что мануфактура Patek Philippe добровольно режет курицу, несущую золотые яйца: а именно — прекращает производство модели Ref. 5711/1A-010, то есть самого простого, но и при этом самого востребованного клиентами трёхстрелочного стального Nautilus. Будучи от природы доверчивыми, мы сразу же полезли на официальный сайт Patek Philippe, и там нас ждало разочарование: упомянутые часы, как можно легко проверить, до сих пор числятся в модельном ряду. WTF, как нынче принято выражаться?


Patek Philippe Nautilus Ref. 5711-1A-010

Напомним, что дизайн “нау”, как фамильярно называют эти часы, был предложен великим часовым дизайнером Джеральдом Джентой в первой половине 70-х. Согласно распространённому апокрифу, Джента нарисовал абрис корабельного иллюминатора за пять минут на ресторанной салфетке во время обеда с представителями контролирующей мануфактуру семьи Стерн: тогдашним главой компании Анри Стерном и его сыном Филиппом, позже перенявшем бразды правления. В определённой степени Джента повторил собственный опыт, когда он по заказу мануфактуры Audemars Piguet создал дизайн Royal Oak, которые открыли сегмент “роскошных стальных часов” на стальных браслетах.


Patek Philippe Nautilus Ref. 3700/1A (1976), Audemars Piguet Royal Oak (1972). Изображения: christies.com

Audemars Piguet решилась на рискованный эксперимент с запуском стальной модели по цене золотой в 1972 году, а спустя четыре года Patek Philippe повторила опыт с Nautilus. Имя было взято из романа Жюля Верна “20 тысяч лье под водой” — так назывался подводный корабль капитана Немо. С технической точки зрения преимуществом Nautilus над Royal Oak являлся водонепроницаемый до 120 м (против 50 м у конкурента) корпус довольно сложной – для обеспечения герметичности — конструкции, получившийся к тому же тонким (всего 7,6 мм у дебютной модели Ref. 3700/1A).


Рекламный плакат Patek Philippe Nautilus, 1970-е годы

Во многом это было заслугой компактного автоматического механизма, базой для которого выступил Калибр 920 Jaeger-LeCoultre (самим разработчиком никогда не применялся, но поставлялся сразу трём грандам: Patek Philippe, Audemars Piguet и Vacheron Constantin).


Калибр Patek Philippe 28-255C

С годами Nautilus разрослись до отдельной коллекции (и даже двух, если иметь в виду запущенную в 1998 году более экстремальную версию Aquanaut) и безмятежно просуществовали три десятилетия. Покупали тогда их, по моим наблюдениям, в основном преданные поклонники марки, которые хотели добавить к своим костюмным золотым Calatrava что-то более “кэжуальное”.


Patek Philippe Nautilus Ref. 5711-1A-010 (2006)

Всплеск интереса к “нау” у VIP-клиентов был отмечен на рубеже 2010-х – и диктовался он, скорее, духом противоречия: если у всего моего окружения есть золотые “патеки”, то я буду носить стальные, более редкие по определению (ежегодный выпуск стальных Nautilus вряд ли когда-либо превышал 2-3 тыс. экземпляров при общем объеме производства мануфактуры в 50-60 тыс. часов). Откровенный ажиотаж вокруг модели возник относительно недавно: в 2016 году, когда по случаю 40-летия “нау” мануфактура выпустила лимитированную 700 экземплярами платиновую версию Ref. 5711/1P “40th Anniversary”.


Patek Philippe Nautilus Ref. 5711-1P “40th Anniversary”

Этот прецедент плюс упомянутые выше случаи публичного появления “селебов” в стальных Ref. 5711 упали на удобренную Instagram почву ознакомления широких масс с демонстративным потреблением знаменитостей. “Нау” исчезли с витрин и к осени 2018 года waiting list на самую ходовую модель в головном женевском бутике Patek Philippe достиг совершенно фантастического 10-летнего периода. Цена на чувствующем конъюнктуру вторичном рынке подскочила вдвое, а затем и втрое от официально рекомендованной розничной в CHF 28 500. Официальные дилеры Patek Philippe жаловались, что получают в год не более двух экземпляров стальных Ref. 5711 при том, что клиенты готовы покупать их в таком количестве ежедневно.


Patek Philippe Nautilus Ref. 5711-1A-010

В последние годы рынок постоянно подпитывали слухи, что мануфактура откажется от Ref. 5711, но полную ясность внесло только интервью Тьерри Стерна, данное The New York Times в феврале. Подтвердив прекращение производства модели в нынешнем году, президент Patek Philippe в качестве причины назвал опасной для имиджа марки зависимость от единственной референции и необходимость поддерживать ценность всего бренда, в том числе – в интересах постоянных клиентов. Полагаю, что Стерн намекнул на положение Audemars Piguet, за последние полвека превратившуюся – нравится это кому-то или нет – в монопроизводителя своего бестселлера Royal Oak, в отдельные годы занимавшего (вместе с родственной коллекцией Royal Oak Offshore) до 75% в общем годовом объеме выпуска мануфактуры в 44 тыс. экземпляров (оценочные данные за 2019 год).


Стальные Audemars Piguet Royal Oak “Jumbo” Extra-Thin Ref. 15202ST.OO.1240ST.01 тоже просто так не купишь

При этом оппоненты могут заметить, что Audemars Piguet очень неплохо себя чувствует, лишь немного уступая Patek Philippe в выручке (CHF 1,18 млрд против CHF 1,45 млрд по оценочным данным за тот же 2019 год) и тем самым доказывая, что “монокультурная” модель имеет право на существование в высоком сегменте часовой индустрии. Однако женевская мануфактура сделала свой персональный выбор, поэтому единственное, что остаётся нам – гадать о будущем. Единственное, что можно утверждать с уверенностью: сейчас – самое неудачное время для покупки этих часов. Если верить The New York Times, на волне слухов о близком конце производства цены вторичного рынка взлетели до $180 000, что делает их приобретение абсолютно неразумным.


Patek Philippe Nautilus Ref. 5712/1А-001

Не думаю, что стальные “нау” удержат в исторической перспективе такую цену на аукционах, а любой любитель назовет десяток гораздо более сложных шедевров высокого часового искусства, которые поместятся в эту сумму. Однако не стоит забывать, что, помимо безбожно разрекламированных блогерами Ref. 5711/1A-010, в коллекции Nautilus есть еще 26 референций, в том числе стальные 5712/1A-001 (со стрелочными указателями даты и резерва хода), 5726/1A-014 (c годовым календарем и указателем фаз Луны) и 5990/1А-001 (c хронографом и указателем времени в двух поясах) плюс имеется родственная коллекция Aquanaut.


Patek Philippe Nautilus Ref. 5726/1А-014

В общем, есть пока где резвиться фанатам стальных спортивных “патеков” и спекулянтам, ибо все вышеупомянутые модели тоже доступны только после пребывания в листе ожидания.


Patek Philippe Nautilus Ref. 5990/1А-001

Кроме того, на рынке циркулируют слухи о некоей финальной и, вероятно, лимитированной серии трёхстрелочных “нау” с индексом 6711 в титановых и платиновых корпусах, которая в случае её выпуска немедленно сделается предметом охоты коллекционеров, как это произошло с вышеупомянутыми Ref. 5711/1P “40th Anniversary”. Зная тягу Patek Philippe к круглым датам, я бы также не исключал представления в 2026 году, когда будет отмечаться 50-летие коллекции, осовремененного поколения Nautilus. А в ближайшие пять лет — пускай не на шутку возбужденные Instagram “ценители” поиграют в бирюльки с шестизначными суммами, авось отпустит.

В конечном счете, оценить правильность предпринятого семейством Стернов шага (а наряду с Тьерри, в рассмотрении деликатного вопроса наверняка участвовал и его отец Филипп, стоявший у истоков “нау”) позволит только время. И если бизнес-составляющая остаётся целиком в их компетенции (в конце концов, Patek Philippe – семейная компания и семья может поступать так, как ей заблагорассудится), то я рискну обратить внимание на ещё один аспект этого решения. Не предвещает ли прекращение производства Ref. 5711/1A-010 начало заката самых востребованных ныне у потребителей часов формата “сталь на стали”, одним из родоначальников которого 45 лет назад явились “нау”? Ничего не имея против этого форм-фактора как такового, в последнее время до чёртиков надоело смотреть на назойливые попытки конкурентов создать собственные коммерчески успешные аналоги Nautilus и Royal Oak. Мне кажется, что в результате отказа от зацикленности на “стали на стали” часовое искусство только выиграет.

Изображения: пресс-службы часовых брендов

нашли ошибку в тексте? выделите её и нажмите ctrl + enter

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Двойная победа Omega: немного о новостях парусного спорта

На прошлой неделе в бухте Вайтемата новозеландского Окленда в 36-й раз был разыгран самый престижный яхтенный приз мира – Кубок Америки. Марка Omega победила “всухую”: она была не только официальным хронометристом 36-го Кубка Америки, но и партнёром победителя – команды Team New Zealand

Итоги 2020 года для марок: минус на минус, или Winners Take It All

Минус 21% в денежном и минус 33% в натуральном выражении – таковы итоги коронавирусного 2020 года для швейцарской часовой индустрии. Но если среднерыночные результаты стали известны ещё в январе, то теперь у нас появилась бесценная возможность посмотреть, как пережили сложнейший период отдельные марки

Часовые циферблаты: чёрный с белым не берите

Циферблат часто называют лицом часов: его вклад в создание первого впечатления очень велик. Располагая внушительным арсеналом техник отделки циферблатов, часовщики до сих пор редко используют такой мощный выразительный приём как цвет. “Часовой Алфавит” выбрал новинки 2020 года, порывающие с традицией осторожного отношения к цветам

GPHG-2020: наша ставка сыграла

12 ноября в Женеве, в “Театре Леман” в Fairmont Grand Hotel состоялось традиционное вручение статуэток Гран-при часового искусства 2020 года. Также по традиции — уже 3-летней — “Часовой Алфавит” провел трансляцию церемонии с русскоязычными комментариями. На этот раз ее могли смотреть и зрители сайтов kommersant.ru и forbes.ru

Omega Speedmaster Moonwatch “Silver Snoopy Award”: вездесущий пёсик Снупи и скрытая анимация

Omega оригинально отметила собственные и широко известные заслуги в освоении космоса. Вслед за моделями, посвященными высадке человека на Луну и драматическим происшествиям с астронавтами, в честь получения престижной космической награды она выпустила хронограф Speedmaster с анимированными элементами

Jaeger-LeCoultre Polaris Mariner: “дайвер” с настроением

Запущенная в 2018 году спортивная коллекция Polaris была сдержанно принята поклонниками марки. Новинкам попеняли за простоватый дизайн и отсутствие видимого родства с другими коллекциями Jaeger-LeCoultre. Только спустя два с половиной года на улицу Polaris пришел праздник