Часы с двумя и более балансовыми узлами делают ради красоты и выкачки денег из клиентов
15 июня...
Многие уверены, что часы с несколькими узлами “баланс — спираль” производители делают только ради красоты, ну и, конечно же, для того, чтобы содрать побольше денег (учитывая, что стоят такие модели, как правило, от 50 тысяч франков и выше). Это не так, утверждает Тимур Бараев
Использование двух и более колебательных систем позволяет повысить точность хода. На тот факт, что колебание баланса вызывает паразитные возмущения, обратил внимание великий британский мастер Джон Харрисон (1693–1766). Как-то он повесил привязанные к веревке карманные часы на стену и вскоре обнаружил, что они начали качаться, как маятник.
Долгие размышления по этому поводу привели его к гениальной идее: оснастить часы двумя балансами, совершающими противофазные колебания. Так ему удалось создать первый морской хронометр Н-1 “Кузнечик”. Противофазные колебания двух балансов компенсировали не только влияние морской качки, но и кинетические реакции механизма: паразитные моменты нивелировались, так как на оси балансов оказывалось разнонаправленное воздействие.
Однако это лишь первое преимущество многобалансовых часов. Все мы помним по урокам физики ужасную историю о том, как рота солдат, шагающих в ногу по мосту, разрушила его. Так нам описывали эффект резонанса. То есть если расположить рядом две колебательные системы, то вскоре они начнут работать в унисон: возникнет так называемый эффект затягивания частоты, и оба баланса начнут колебаться с абсолютно одинаковой частотой и амплитудой.
Причем склонная к сбоям система будет брать пример с более мощной, эталонной. И повлиять на слаженную синхронную работу такого дуэта куда сложнее, чем сбить с верного хода один баланс. Создателям таких часов остается только грамотно рассчитать явление резонанса.
Третье достоинство многобалансовых механизмов открыл еще один британский мастер Томас Мьюдж (1715–1794). Он первым создал часы хоть и с одним балансом, но с двумя спиралями — чтобы стабилизировать величины импульсов привода при изменениях момента пружинного двигателя часов.
В общем, как видите, использование нескольких балансов или балансовых спиралей значительно повышает точность часов. И это прекрасно знали мастера еще в XVIII веке. Поэтому, когда современные пиарщики преподносят в пресс-релизах многобалансовые часы как революционные и уникальные, они лукавят.
Корректнее говорить о возрождении этого класса часов. Дело в том, что современные технологии и материалы позволяют легко воспроизводить механизмы, которые давались мастерам XVII–XVIII веков с огромным трудом, а некоторые великолепные идеи прошлого только сейчас и стало возможно реализовать.
Среди современных многобалансовых часов выделяются модели Greubel Forsey GF4 Double Balancier 35°.
В качестве базового Стивен Форси и Робер Гребель взяли собственный механизм двойного турбийона GF4, с которого модули турбийонов были демонтированы. Зато два баланса, расположенные под углом 35 градусов и работающие в унисон, обеспечивают очень точный ход.
За свои замечательные часы Chronomètre à Résonance Франсуа-Поль Журн (F.P. Journe) получил немало премий, в том числе и Женевский Гран-при. В них установлены, по сути, два механизма с общим узлом ручного завода и упругой связкой балансов, обеспечивающей их колебания в резонансе в пределах полосы затягивания.
Самые пафосные и сложные часы с двумя балансами имеет компания Blancpain. В модели Blancpain Le Brassus Tourbillon Carrousel она впервые объединила в одном механизме два самых известных антигравитационных модуля: турбийон и карусель с персональными узлами “баланс — спираль”. Связаны узлы между собой дифференциалом, который вычисляет среднюю арифметическую точность и передает показания стрелкам.
Ну а самые удивительные многобалансовые часы выпускает дом Roger Dubuis. У механизма RD 101 модели Roger Dubuis Excalibur Quatuor Silicon аж четыре узла “баланс — спираль”, каждый из которых работает с частотой 28 800 пк/ч!
Они соединены между собой и колесной передачей пятью дифференциалами, которые в итоге заставляют стрелки двигаться со средней арифметической точностью.
Часы с одним балансом, но двумя балансовыми спиралями делают Audemars Piguet, Laurent Ferrier, Rudis Sylva и швейцарские потомки основателя одного из первых российских часовых ателье H. Moser.
нашли ошибку в тексте? выделите её и нажмите ctrl + enter
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Jaeger-LeCoultre Polaris Mariner: “дайвер” с настроением
Запущенная в 2018 году спортивная коллекция Polaris была сдержанно принята поклонниками марки. Новинкам попеняли за простоватый дизайн и отсутствие видимого родства с другими коллекциями Jaeger-LeCoultre. Только спустя два с половиной года на улицу Polaris пришел праздник
Премьеры Ulysse Nardin и литературные ассоциации
Автоматическому скелетированному турбийону Blast заслуженно достались все лавры единственной премьеры мануфактуры на недавних Geneva Watch Days, а обновленные Dual Time были представлены без всякой помпы неделей позже. “Часовой Алфавит” разобрался в нюансах новинок марки, имеющей в России множество поклонников
Парадоксы Rolex и что они означают
Главный затворник часовой индустрии показал новинки 2020 года. “Часовой Алфавит” развеивает скепсис отдельных читателей по поводу качества премьер и вписывает их в контекст процессов, происходящих в отрасли
Bvlgari в Женеве: ария римского гостя
По существу именно настойчивости дома Bvlgari мы обязаны проведением единственного очного часового события 2020 года Geneva Watch Days. Инициатор не подкачал: представил очередной мировой рекорд в сегменте ультратонких часов, а также окончательно реанимировал марку Gérald Genta – на сей раз для широкой аудитории
Girard-Perregaux: на златом мосту сидели…
Geneva Watch Days — единственное часовое мероприятие 2020 года аналогового формата – состоялось. По количеству представленных новинок первенствовала почтенная мануфактура Girard-Perregaux. А как насчет качества? Разбирался “Часовой Алфавит”
TAG Heuer Carrera Sport Chronograph: вестник перемен
Марка, отмечающая в нынешнем году 160-летие, обновила одну из знаковых моделей – хронограф Carrera. Объем обновлений достаточно значителен и является прямым следствием изменений в эстетической и технической политике TAG Heuer, происходящих прямо на наших глазах. Что имеется в виду?