#Правдаилимиф

Керамика рано или поздно станет бюджетной

5 октября ...

С начала века в часовой индустрии сложилась ситуация, обычная для рынка предметов роскоши и редко возникающая среди товаров широкого потребления: бóльшая часть актуальных технических разработок осуществлялась в высшем ценовом сегменте и оставалась недоступной для часов массового выпуска

ap-1200x674

В принципе, в такой ситуации ничего экстраординарного нет, поскольку правила игры в этих сегментах рынка естественным образом отличаются. На рынке товаров широкого потребления царит себестоимость, на рынке товаров роскоши — уникальное предложение, это немножко разные подходы, не так ли?

Это объясняет, почему практически все потрясающе интересные разработки в часовой механике, созданные за времена расцвета сложных часов (ориентировочно с середины 1990-х по середину 2010-х), так и остались в люксовом сегменте рынка, оказав малое воздействие на серийное масштабное производство.

Давайте поразмыслим. Какова ахиллесова пята массовых часов? Это техническое обслуживание, сохраняющее их потребительские свойства. Часы, сконструированные и произведенные с целью максимального снижения издержек, подвержены быстрому износу: посмотрите на состояние подавляющей доли дожившей до нашего времени продукции советского часпрома, и вы поймете, что я имею в виду.

Казалось бы, здесь есть готовые решения — та же высокотехнологичная керамика, позволяющая легко сохранять элементы внешнего декора наручных часов в практически неизменном виде. Массовое производство прецизионных керамических деталей наладить нетрудно, смогли же производители носимой электроники сделать это с пластиком. Технология прессовки обоих видов заготовок в сущности одна и та же. Существенное отличие заключается в последующих за нею дополнительных этапах обработки и финальной отделки: именно они многократно увеличивают издержки.

Omega Speedmaster Co-Axial Chronograph Dark Side of the Moon, Blancpain Fifty Fathoms  Bathyscaphe Chronograph Flyback Ocean Commitment, Jaquet Droz Grande Seconde Ceramic Clous De Paris Noir
Omega Speedmaster Co-Axial Chronograph Dark Side of the Moon, Blancpain Fifty Fathoms Bathyscaphe Chronograph Flyback Ocean Commitment, Jaquet Droz Grande Seconde Ceramic Clous De Paris Noir

В принципе, в компании Comadur S.A., керамическо-сапфировом подразделении Swatch Group, для Rado вся требуемая технология была разработана, обкатана, внедрена и даже распространена на коллекции вышестоящих в ценовой иерархии брендов (OmegaBlancpainJaquet Droz) уже давным-давно. Но настоящий всплеск интереса к этой фактуре в 2000-е был вызван отнюдь не плодотворной деятельностью Rado (к немалому сожалению сего прекрасного бренда), а ее использованием игроками из высшей лиги: начиная с Omega и Rolex и заканчивая Audemars Piguet с представленным в 2017-м потрясающе классным керамическим календарем.

Audemars Piguet Royal Oak Perpetual Calendar
Audemars Piguet Royal Oak Perpetual Calendar

Rolex же ввел моду на массовое внедрение керамики в практически весь действующий модельный ряд: все водостойкие модели, все часы с индикацией поясного времени, все “дейтоны” сейчас выпускаются с фирменными керамическими ободками. Глядя на них многие компании также перешли на керамические ободки, может быть, не столь глобально, но тем не менее достаточно заметно.

Часы с керамическими безелями - Rolex Yacht Master II, Rolex Cosmograph Daytona, Rolex Sea Dweller
Часы с керамическими безелями — Rolex Yacht Master II, Rolex Cosmograph Daytona, Rolex Sea Dweller

Отвечающее за фирменные хронометрические изделия подразделение Chanel претендует на первенство в том, что привнесла керамику в направление фэшн-часов, в то время как в Panerai сделали то же самое, но только для часов винтажных… Какой только керамики не насочиняли за истекшие два десятка лет! Та же компания Rado придумала и такую, и эдакую, и экзотическую алмазосодержащую (V10K — помните ли вы такое? Неважно, они уже и сами позабыли), и лантановую, с чудным вишневым оттенком, выпущенную всего сотней экземпляров…

Rado v10k, Rado Lantano и Rado Hyperchrome UTC
Rado V10K — алмазосодержащая керамика, Rado Lantano — лантановая керамика, Rado Hyperchrome UTC — керамика с плазменной обработкой

Вспомним также керамику с плазменной обработкой, дающей металлический блеск. Фирма Hublot на основе этого материала вылепила керамическое 18-каратное золото, которое никому, кроме них, не понадобилось, ибо, если бы было надо, давно бы нашелся способ обойти патент. Та же компания Chanel изобрела титаново-керамический композит (автор не утверждает, а полагает, что это — именно он из-за недостатка необходимой информации. — Прим. ред.).

Chanel J12-G10 Ref.H4338, Chanel J12-G10 Ref.H4188
Chanel J12-G10 Ref.H4338 и Chanel J12-G10 Ref.H4188 в корпусах из титановой керамики и стали

В принципе, с керамикой можно смещать какой угодно металл, хоть обедненный уран-238, хоть обогащенный литий-6. Похоже, титаново-керамический композит с говорящим названием Ceratanium еще раз изобрела компания IWC Schaffhausen. Разумеется, не самостоятельно: обыкновенно бюджеты даже самых успешных часовых брендов не позволяют проводить самостоятельные материаловедческие исследования и эксперименты.

IWC Aquatimer Perpetual Calendar Digital Date Month Edition в корпусе из фирменного сплава керамики и титана Ceratanium
IWC Aquatimer Perpetual Calendar Digital Date Month Edition в корпусе из фирменного сплава керамики и титана Ceratanium

Ими занимаются специалисты, задействованные в основном в автомобилестроении, авиационной и космической отраслях. Они выпекают всевозможные композиты: думается, многие из них, не выдерживающие испытание плазменной абляциейАбляция — многозначный физический термин, обозначающий процесс уноса вещества с поверхности твердого тела под воздействием излучений и обтекающего потока горячего газа при входе в атмосферу, при этом легко противостоят кислотному и даже щелочному (если таковой существует) поту кожи человеческого запястья.

Вот их-то, равно как и новые керамические и композитные составы, разработчики продают доверчивым маркам. Количества проданной фактуры обычно хватает на очередную лимитированную серию — но ведь мы говорим о часовом искусстве, а здесь чем меньше серия, тем более покупатель уверен, что уж он-то точно получил нечто уникальное. Стоимость такого продукта не определяется издержками (оставим эту формулу массовому производству), а соотношением желания приобрести предмет, имеющий весомую художественную ценность, и некоего представления об оправданности этой цены.

Итак, керамика ушла в люкс, и незаметно, чтобы она особенно стремилась завоевать массовый рынок. Помнится, в 1990-е кое-кто из этого сегмента пытался работать с керамикой, например марка Candino. Но что-то я давненько не слышал от нее о потрясающих финансовых результатах. Следовательно, добавочные 10, 50, 100 долларов за керамику потребителя массовых часов не воодушевляют, как не воодушевляют и самих производителей, у которых изначально не стоит задача делать такие прекрасные вечные часы, которые бы искоренили в клиентах желание приобрести что-то еще более новое и вечное.

Candino C6504.3, Candino C4352.2, Candino C6504.4
Candino C6504.3, Candino C4352.2, Candino C6504.4

Может ли вечность быть дешевой? Вряд ли. Как-то не хочется соглашаться с обесцениванием вечности. Ибо о вечности говорит искусство, ширпотреб — совершенно иная тема. Тем не менее прагматичный взгляд на вещи говорит, что если бы себестоимость приличного керамического корпуса сравнялась, а еще лучше ушла бы ниже себестоимости самого дешевого штампованного латунного корпуса с гальваническим никелированием, то весь Китай и Гонконг моментально перешли бы на новую технологию, а за ними и вся планета…


Изображения: пресс-службы часовых брендов
нашли ошибку в тексте? выделите её и нажмите ctrl + enter

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Новый музей Audemars Piguet: будете у нас, в долине Жу – заходите

Мануфактура Audemars Piguet 25 июня открыла новое здание музея-ателье. Несмотря на удаленность от туристических маршрутов, марка не пожалела денег на возведение впечатляющего архитектурного сооружения

Patek Philippe Calatrava 6007A: лимитированный кроссовер на новоселье

Ввод в эксплуатацию нового производственного здания заставил мануфактуру Patek Philippe прервать режим информационного молчания. Этот сам по себе заслуживающий внимания факт оказался многократно усилен особенностями представленной по этому случаю новинки

Hublot Big Bang E: эпическая сила дизайна

Приступая к написанию статьи о премьере марки Hublot, я испытываю потребность объясниться: зачем здесь, на ресурсе, посвященном лучшим образцам традиционной механики, какие-то смарт-часы?

Panerai Luminor Marina: горящие во тьме

“Часовой Алфавит” завершает серию материалов о главных новинках виртуальной выставки watchesandwonders.com рассказом о самой неоднозначной премьере этого года – “светящемся” трио Panerai Luminor Marina. И если бы не внезапно пришедшая на ум аналогия из мира автомобилей, мы были бы настроены еще более критически

Cartier и Baume & Mercier: возвращение к корням

Отмененный салон SIHH, превратившийся по ходу инфекционной пьесы в цифровую платформу watchesandwonders.com, оказался богат на премьеры “новых старых” коллекций. И если для дома Cartier такая практика привычна, то марка Baume & Mercier удивила – хотя и не тем, что от нее ждали

IWC Portugieser: что там, за “рёштиграбеном”?

Неспешно продолжая обозревать новинки, представленные на виртуальной платформе watchesandwonders.com, “Часовой Алфавит” добрался до главной мануфактуры немецкоговорящей части Швейцарии – IWC. Читайте об обновленной коллекции Portugieser, а также о значении термина “рёштиграбен”