С начала века в часовой индустрии сложилась ситуация, обычная для рынка предметов роскоши и редко возникающая среди товаров широкого потребления: бóльшая часть актуальных технических разработок осуществлялась в высшем ценовом сегменте и оставалась недоступной для часов массового выпуска
В принципе, в такой ситуации ничего экстраординарного нет, поскольку правила игры в этих сегментах рынка естественным образом отличаются. На рынке товаров широкого потребления царит себестоимость, на рынке товаров роскоши — уникальное предложение, это немножко разные подходы, не так ли?
Это объясняет, почему практически все потрясающе интересные разработки в часовой механике, созданные за времена расцвета сложных часов (ориентировочно с середины 1990-х по середину 2010-х), так и остались в люксовом сегменте рынка, оказав малое воздействие на серийное масштабное производство.
Давайте поразмыслим. Какова ахиллесова пята массовых часов? Это техническое обслуживание, сохраняющее их потребительские свойства. Часы, сконструированные и произведенные с целью максимального снижения издержек, подвержены быстрому износу: посмотрите на состояние подавляющей доли дожившей до нашего времени продукции советского часпрома, и вы поймете, что я имею в виду.
Казалось бы, здесь есть готовые решения — та же высокотехнологичная керамика, позволяющая легко сохранять элементы внешнего декора наручных часов в практически неизменном виде. Массовое производство прецизионных керамических деталей наладить нетрудно, смогли же производители носимой электроники сделать это с пластиком. Технология прессовки обоих видов заготовок в сущности одна и та же. Существенное отличие заключается в последующих за нею дополнительных этапах обработки и финальной отделки: именно они многократно увеличивают издержки.
В принципе, в компании Comadur S.A., керамическо-сапфировом подразделении Swatch Group, для Rado вся требуемая технология была разработана, обкатана, внедрена и даже распространена на коллекции вышестоящих в ценовой иерархии брендов (Omega, Blancpain, Jaquet Droz) уже давным-давно. Но настоящий всплеск интереса к этой фактуре в 2000-е был вызван отнюдь не плодотворной деятельностью Rado (к немалому сожалению сего прекрасного бренда), а ее использованием игроками из высшей лиги: начиная с Omega и Rolex и заканчивая Audemars Piguet с представленным в 2017-м потрясающе классным керамическим календарем.
Rolex же ввел моду на массовое внедрение керамики в практически весь действующий модельный ряд: все водостойкие модели, все часы с индикацией поясного времени, все “дейтоны” сейчас выпускаются с фирменными керамическими ободками. Глядя на них многие компании также перешли на керамические ободки, может быть, не столь глобально, но тем не менее достаточно заметно.
Отвечающее за фирменные хронометрические изделия подразделение Chanel претендует на первенство в том, что привнесла керамику в направление фэшн-часов, в то время как в Panerai сделали то же самое, но только для часов винтажных… Какой только керамики не насочиняли за истекшие два десятка лет! Та же компания Rado придумала и такую, и эдакую, и экзотическую алмазосодержащую (V10K — помните ли вы такое? Неважно, они уже и сами позабыли), и лантановую, с чудным вишневым оттенком, выпущенную всего сотней экземпляров…
Вспомним также керамику с плазменной обработкой, дающей металлический блеск. Фирма Hublot на основе этого материала вылепила керамическое 18-каратное золото, которое никому, кроме них, не понадобилось, ибо, если бы было надо, давно бы нашелся способ обойти патент. Та же компания Chanel изобрела титаново-керамический композит (автор не утверждает, а полагает, что это — именно он из-за недостатка необходимой информации. — Прим. ред.).
В принципе, с керамикой можно смещать какой угодно металл, хоть обедненный уран-238, хоть обогащенный литий-6. Похоже, титаново-керамический композит с говорящим названием Ceratanium еще раз изобрела компания IWC Schaffhausen. Разумеется, не самостоятельно: обыкновенно бюджеты даже самых успешных часовых брендов не позволяют проводить самостоятельные материаловедческие исследования и эксперименты.
Ими занимаются специалисты, задействованные в основном в автомобилестроении, авиационной и космической отраслях. Они выпекают всевозможные композиты: думается, многие из них, не выдерживающие испытание плазменной абляциейАбляция — многозначный физический термин, обозначающий процесс уноса вещества с поверхности твердого тела под воздействием излучений и обтекающего потока горячего газа при входе в атмосферу, при этом легко противостоят кислотному и даже щелочному (если таковой существует) поту кожи человеческого запястья.
Вот их-то, равно как и новые керамические и композитные составы, разработчики продают доверчивым маркам. Количества проданной фактуры обычно хватает на очередную лимитированную серию — но ведь мы говорим о часовом искусстве, а здесь чем меньше серия, тем более покупатель уверен, что уж он-то точно получил нечто уникальное. Стоимость такого продукта не определяется издержками (оставим эту формулу массовому производству), а соотношением желания приобрести предмет, имеющий весомую художественную ценность, и некоего представления об оправданности этой цены.
Итак, керамика ушла в люкс, и незаметно, чтобы она особенно стремилась завоевать массовый рынок. Помнится, в 1990-е кое-кто из этого сегмента пытался работать с керамикой, например марка Candino. Но что-то я давненько не слышал от нее о потрясающих финансовых результатах. Следовательно, добавочные 10, 50, 100 долларов за керамику потребителя массовых часов не воодушевляют, как не воодушевляют и самих производителей, у которых изначально не стоит задача делать такие прекрасные вечные часы, которые бы искоренили в клиентах желание приобрести что-то еще более новое и вечное.
Может ли вечность быть дешевой? Вряд ли. Как-то не хочется соглашаться с обесцениванием вечности. Ибо о вечности говорит искусство, ширпотреб — совершенно иная тема. Тем не менее прагматичный взгляд на вещи говорит, что если бы себестоимость приличного керамического корпуса сравнялась, а еще лучше ушла бы ниже себестоимости самого дешевого штампованного латунного корпуса с гальваническим никелированием, то весь Китай и Гонконг моментально перешли бы на новую технологию, а за ними и вся планета…
Изображения: пресс-службы часовых брендов
нашли ошибку в тексте? выделите её и нажмите ctrl + enter
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Премьеры Ulysse Nardin и литературные ассоциации
Автоматическому скелетированному турбийону Blast заслуженно достались все лавры единственной премьеры мануфактуры на недавних Geneva Watch Days, а обновленные Dual Time были представлены без всякой помпы неделей позже. “Часовой Алфавит” разобрался в нюансах новинок марки, имеющей в России множество поклонников
Парадоксы Rolex и что они означают
Главный затворник часовой индустрии показал новинки 2020 года. “Часовой Алфавит” развеивает скепсис отдельных читателей по поводу качества премьер и вписывает их в контекст процессов, происходящих в отрасли
Bvlgari в Женеве: ария римского гостя
По существу именно настойчивости дома Bvlgari мы обязаны проведением единственного очного часового события 2020 года Geneva Watch Days. Инициатор не подкачал: представил очередной мировой рекорд в сегменте ультратонких часов, а также окончательно реанимировал марку Gérald Genta – на сей раз для широкой аудитории
Girard-Perregaux: на златом мосту сидели…
Geneva Watch Days — единственное часовое мероприятие 2020 года аналогового формата – состоялось. По количеству представленных новинок первенствовала почтенная мануфактура Girard-Perregaux. А как насчет качества? Разбирался “Часовой Алфавит”
TAG Heuer Carrera Sport Chronograph: вестник перемен
Марка, отмечающая в нынешнем году 160-летие, обновила одну из знаковых моделей – хронограф Carrera. Объем обновлений достаточно значителен и является прямым следствием изменений в эстетической и технической политике TAG Heuer, происходящих прямо на наших глазах. Что имеется в виду?
Patek Philippe Grand Complications: трое из ларца усложнений
В порядке компенсации почившей ныне, присно и во веки веков выставки Baselworld один из её системообразующих экспонентов – Patek Philippe – распространил информацию о трёх новых версиях своих моделей с “большими” усложнениями