#Правдаилимиф

Так ли хорош кремний на хронометрической службе

4 сентября ...

Алексей Кутковой — о достоинствах и недостатках кремниевой технологии в часовой индустрии

Анкерный спуск Ulysse Nardin, изготовленный из кремния. Изображение: пресс-служба Ulysse Nardin
Анкерный спуск Ulysse Nardin, изготовленный из кремния. Изображение: пресс-служба Ulysse Nardin

С самого начала нужно правильно расставить блюдечки по полочкам: где кремний, а где силикон. Вопрос актуален, поскольку нередко возникает досадная путаница (помнится, в одном из пресс-релизов некоей часовой марки на русском языке упоминался новообнаруженный в тот момент металл титаниум).

Итак, тот материал, что используется в современном часовом деле в качестве замены стали, латуни и специальных прецизионных ферроникелевых сплавов, — это кремний, 14-й элемент таблицы Менделеева; “silizium” на немецком языке, “silicium” — на французском и “silicon” на английском и латыни.

Именно из-за последнего термина эпизодически возникали и возникают классические трудности перевода (как всегда, от лени проверить его значение по доступным всем онлайн-словарям и “Википедии”). Silicon — это кремний, а незначительно отличающееся от этого по написанию слово “silicone” на английском, французском, итальянском, немецком (на немецком также “silikone”) означает силикон, кремнийсодержащее или кремнийорганическое соединение.

Поликристаллический кремний. Изображение: wikipedia.org
Поликристаллический кремний. Изображение: wikipedia.org

Запоминаем и стараемся различать, что идет в тонкую прекрасную часовую механику, а что в имплантаты женских грудей. И почему Кремниевую долину не стоит называть Силиконовой.

Теперь к кремнию. История прихода кремниевой технологии в часовое дело наверняка когда-нибудь окажется предметом вдумчивого кропотливого исследования, а возможно, и авантюрного хронометрического романа. Все началось примерно в 1999 году в компании Ulysse Nardin с трудностей, возникших в процессе разработки часов Freak за авторством Людвига Охслина.

Часы Ulysse Nardin Freak, 2001 г.в.
Часы Ulysse Nardin Freak, 2001 год выпуска. Изображение: пресс-служба Ulysse Nardin

Трудности состояли в том, что металлические импульсные колеса придуманной Охслином новой разновидности натурального хода (échappement naturel) Авраама-Луи Бреге не работали, как то было задумано. Все шло к тому, что от запрограммированного в проекте недельного запаса хода пришлось бы отказаться. В карманных часах Бреге, оснащенных мощной заводной пружиной, импульсные колеса работали даже без смазки, в Freak натяжения не хватало.

Схема спускового механизма Ulysse Nardin Freak (2001) с двумя ходовыми колесами. В основе конструкции лежит двойной прямой спуск, на создание которого Людвига Ойшлина натолкнул "естественный спуск" Бреге. Изображение: hodinkee.com
Схема спускового механизма Ulysse Nardin Freak (2001) с двумя ходовыми колесами. В основе конструкции лежит двойной прямой спуск, на создание которого Людвига Охслина натолкнул натуральный спуск Бреге. Изображение: hodinkee.com

Рольф Шнидер, в те времена руководитель и владелец бренда, поручил довести проект до завершения Пьеру Гигаксу, тогдашнему техническому директору фирмы. Тот по наводке из Локльского техникума обратился в Швейцарский центр по электронике и микротехнике (CSEM), где ему предложили в качестве одной из возможных замен металла кремний и уже разработанную там же технологию реактивного ионного травления кремния, которая подошла бы для изготовления подобных импульсных колес.

Охслина в CSEM заодно попросили проконсультировать, на что еще в часовом деле может сгодиться кремний. И тот, недолго размышляя, написал статью, опубликованную в 2001 году, где обосновал плюсы применения кремния в качестве материала для производства спиралей и заодно изложил свои соображения касательно конструктивных особенностей подразумеваемых кремниевых спиралей, которые могли бы способствовать разрешению давних хронометрических проблем. Например, специальным образом сформированная плоская спираль могла бы обладать свойствами спирали брегетированной.

Деталь часов Ulysse Nardin Freak, 2001 г.в. Изображение: пресс-служба Ulysse Nardin
Деталь часов Ulysse Nardin Freak: верхний мост, на котором укреплены баланс и механизм спуска, выполняет функцию минутной стрелки, так как совершает полный оборот вокруг своей оси за 60 минут. Изображение: пресс-служба Ulysse Nardin

Что тут скажешь, старик Бреге воистину вездесущ, он проник во все поры часового дела; основанная же им компания породила редкий хронологический анекдот, с невероятными ухищрениями разработав кремниевый вариант двухуровневой кремниевой спирали, для чего ей пришлось придумать, как соединить два витка миниатюрной металлической перемычкой. Словно бы там никогда в глаза не видели основополагающей статьи Охслина, где требуемое свойство получалось в единой монолитной спирали и в одной плоскости.

Представленный в 2001 году Freak произвел фурор не в последнюю очередь благодаря авангардным кремниевым колесам. Проблемы, естественно, возникали, но создавалось такое впечатление, что решались они моментально.

Кремниевые колеcа спускового механизма в часах Ulysse Nardin Freak, 2001. Изображение: hodinkee.com
Кремниевые колеcа спускового механизма в часах Ulysse Nardin Freak, 2001 год. Изображение: hodinkee.com

Первым выпустило коготки статическое электричество, накапливавшееся в процессе работы на кремниевых колесах Freak и блокировавшее в конце концов действие спускового устройства. Электростатику побороли либо легированием кремния, либо напылением на кремний тонкого слоя металла. Как это было сделано на самом деле, не сообщается, но нельзя быть в претензии, ибо технологические секреты в кремниевой области — это ключ к твоему успеху и к трудностям у твоих конкурентов.

Затем была решена проблема температурного расширения кремния — излишне высокого для его хронометрического применения в производстве спиралей коэффициента. “Плохой” кремний контролируемо поджаривали в кислородосодержащей атмосфере, он покрывался “хорошим” оксидом кремния, в результате чего коэффициент температурного расширения снижался, хронометрическое качество спиралей было доведено до гарантированно превосходного уровня. И неудивительно, так как оксид кремния — это кварц с весьма малым коэффициентом температурного расширения. Кстати, если бы часовщики научились делать спирали из кварца, кремний и не понадобился бы. Тем не менее окисный слой сработал как надо и работает до сих пор.

С окисными слоями на кремнии работали в CSEM, исследования финансировались консорциумом в составе Swatch Group, Rolex и Patek Philippe. Как оказалось, собственную исследовательскую программу ведет также группа Richemont, одна из разработок была недавно представлена фирмой Baume & Mercier — это часы Clifton Manual 1830 с кремниевой спиралью TwinSpir.

Baume & Mercier Clifton Manual 1830. Изображение: пресс-служба Baume & Mercier
Baume & Mercier Clifton Manual 1830. Изображение: пресс-служба Baume & Mercier

Название правильное, так как спираль действительно двойная: она составлена из двух слоев кремния, различающихся кристаллографической ориентацией. Это, по замыслу, должно компенсировать анизотропию (зависимость физических свойств вещества от направления. — Прим. ред.) эластических свойств кремния. Снаружи спираль стабилизирована все тем же окисным слоем.

Компания Ulysse Nardin пошла своим путем. В рамках предприятия Sigatec, организованного ею с целью развития кремниевой технологии, она разработала альтернативный способ изготовления спиралей из специальным образом кристаллографически ориентированного монокристаллического кремния (названного silicium 1.1.1). Этот рецепт тоже сработал.

Процесс выращивания монокристалического кремния, и создания пластин для дальнейшего использования. Изображение: habrahabr.ru
Процесс выращивания монокристаллического кремния и создания пластин для дальнейшего использования. Изображение: habrahabr.ru

Была еще проблема создания двухуровневых кремниевых структур, требующихся в производстве, например, анкеров, в которых рожки и копье должны действовать в разных плоскостях, и эту проблему тоже решили.

Оригинальные импульсные колеса Freak показали, что кремний хорош в производстве быстродвижущихся деталей часового механизма, где требуются низкое трение и сниженная по сравнению с традиционными материалами плотность, то есть инерция. Первое и тривиальное решение — кремниевое анкерное колесо (фактически кремниевый здесь лишь зубчатый венец; ось с трибом, как правило, стальные) и кремниевый анкер (ось тоже стальная). Ситуацию с трением, традиционно одной из наиболее существенных проблем часового механизма, в кремниевом анкерном ходе иначе как блистательной не назовешь. Тестирование механизмов показало, что ход превосходно действует даже при отсутствии смазки функциональных поверхностей палет анкера и зубцов анкерного колеса (разумеется, никто не отменял необходимости смазывания кончиков осей в рубиновых камнях).

Как будто этого мало, в Sigatec пошли еще дальше: была разработана технология покрытия кремниевых деталей пленкой алмазоподобного углерода (DLC), что, по-видимому, позволило сделать трение и того меньше. Впрочем, цифр не видел, утверждать наверняка не буду.

Кремний оказался очень полезен в разработке новых конструкций. Компания Girard-Perregaux представила в 2013 году часы Constant Escapement с фирменным ходом с постоянным импульсом, который выполнен на основе большой по меркам часового механизма кремниевой рамки с интегрированной S-образной плоской кремниевой пружинкой (разработка была предпринята в 2008 году, после того как Rolex наотрез отказался реализовывать эту идею).

Girard-Perregaux Constant Escapement L.M., 2013 г.в. Изображение: пресс-служба Girard-Perregaux
Girard-Perregaux Constant Escapement L.M., 2013 год выпуска. Изображение: пресс-служба Girard-Perregaux

Пример Girard-Perregaux показал, что концентрировать все внимание на кремниевых спиралях, анкере и анкерных колесах недальновидно.

Конструкция Girard-Perregaux Constant Escapement. Изображение: пресс-служба Girard-Perregaux
Конструкция Girard-Perregaux Constant Escapement. Изображение: пресс-служба Girard-Perregaux

Почин в 2014 году поддержала компания Ulysse Nardin, первопроходец в кремниевой области, задумав и воплотив в кремнии “анкерный ход Улисса” (Ulysse Anchor Escapement), где необычайно эффектно была осуществлена идея повисшего в воздухе (то есть не установленного на оси) анкера.

Ulysse Anchor Escapement 2014. Изображение: пресс-служба Ulysse Nardin
Ulysse Anchor Escapement 2014. Изображение: пресс-служба Ulysse Nardin

В принципе, именно в этом перед часовщиками раскрываются очень интересные перспективы — избавить детали узла баланса, которые характеризуются наибольшими скоростями вращения, а следовательно, и наибольшей чувствительностью к уровню возникающего в опорах трения, от этого самого трения. В “анкерном ходе Улисса” нет трения в оси анкера ввиду отсутствия последней, и некоторые новые разработки идут по пути, начертанным Ulysse Nardin.

Так делает, например, фабрика механизмов Vaucher Manufacture Fleurier и входящая в группу часовая марка Parmigiani Fleurier. Они объявили год назад о предпринятой совместно с бывшим инженером CSEM Пьером Женеканом разработке проекта Senfine, где кремниевыми методами был создан миниатюрный вариант изобретенного великим английским часовщиком Джоном Гаррисоном хода “кузнечик” (grasshopper escapement).

Parmigiani Fleurier Senfine Concept watch. Изображения: пресс-служба Parmigiani Fleurier
Parmigiani Fleurier Senfine Concept Watch. Изображения: пресс-служба Parmigiani Fleurier

“Кузнечик” проекта Senfine родственен “анкерному ходу Улисса” по отсутствию потерь энергии на трение в (отсутствующей) оси спускового устройства и вообще очень скромен в потреблении энергии. Это позволило увеличить запас хода механизма наручных часов до месяца, а то и до трех. Поиски в этом направлении продолжаются, скоро (14 сентября) мы узнаем кое-что еще новое.

Parmigiani Fleurier Senfine Escapment. Изображение: timeandwatches.com
Спуск типа “кузнечик” проекта Senfine Parmigiani Fleurier. Изображение: timeandwatches.com

Как то ни странно, первыми на новомодную кремниевую технологию (обещавшую при ее массированном внедрении значительное снижение затрат на производство деталей анкерного хода и спиралей) начали переходить отнюдь не бренды массового выпуска и, соответственно, низкого и среднего ценового позиционирования, а представители люксового сегмента: Ulysse Nardin, Patek PhilippeBreguetBlancpain, некоторые другие.

Тем более выглядело непонятным, что провозглашаемые этими фирмами традиционные ценности швейцарского часового дела, включавшие непременное участие часовщика в отделке, доводке и наладке каждой детали часового механизма, категорически противоречили правилам кремниевой технологии, где руки человека принципиально не прикасаются к кремниевым чипам. В целом кремниевая технология, используемая в современном часовом деле, представляет собой довольно убогое в технологическом и научном смыслах ответвление современной микроэлектроники. Действительно, часовщики с радостью приемлют микронный допуск, ведь в лучшей часовой механике меньше и не нужно, тогда как микроэлектронные компании уже освоили 14- и 16-нанометровые процессы, не за горами 10 нанометров и уже ведутся исследования семи- и пятинанометровых процессов. Микронный масштаб преодолен микроэлектроникой в середине 1970-х, а какое сейчас тысячелетие на дворе?

Что же мы видим в промежуточном итоге? Кремниевые спирали лишь в этом году появились в часах фирм Tissot и Longines — там, где кремниевая технология должна была обкатываться сразу же! Кремний логично видеть в механических часах Tissot, Swatch, Longines, SeikoTAG Heuer (на то они и представители авангарда). Ну, может быть, еще в часах Omega и Rolex. А Ulysse Nardin, Patek PhilippeBreguet и Blancpain должны брезгливо морщить нос, утверждая, что использование кремниевых деталей против принципов, что они никогда не поставят в часовой механизм деталь, которая не была тщательно, заботливо и с любовью обработана и декорирована часовщиком. И уж, как минимум, должны предлагать механизмы с кремниевыми деталями процентов на 10–20 дешевле, чем их стопроцентно традиционалистские механические собратья.

Правда, все может измениться в скором времени. Есть сведения, что некоторые бренды (просившие не раскрывать их) ведут поиски адаптации кремниевой технологии к традиционным ценностям, так что, полагаю, вскоре появятся декорированные вручную кремниевые анкерные колеса с фактурными шлифовками, снятием и полировкой фасок и т. д. Кстати, Sigatec уже предлагает кремниевые детали с декоративной гравировкой, полированными фасками, но все это еще пока неправильное, химическое, сделанное роботом.

Преимущества, показываемые кремниевой технологией на современном этапе, убедительны, но далеко не всеобъемлющи. Могла бы иметь смысл кремниевая технология, продуманно и с уважением традиций интегрированная в механические часы таким образом, чтобы точность их хода была бы сопоставима с точностью обычных кварцевых часов. А межсервисный интервал значительно превысил бы любой разумный срок пользования — например, хотя бы 15–20 лет. Пойдут ли на это большие игроки на часовом рынке, непонятно.

нашли ошибку в тексте? выделите её и нажмите ctrl + enter

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

GPHG-2020: наша ставка сыграла

12 ноября в Женеве, в “Театре Леман” в Fairmont Grand Hotel состоялось традиционное вручение статуэток Гран-при часового искусства 2020 года. Также по традиции — уже 3-летней — “Часовой Алфавит” провел трансляцию церемонии с русскоязычными комментариями. На этот раз ее могли смотреть и зрители сайтов kommersant.ru и forbes.ru

Omega Speedmaster Moonwatch “Silver Snoopy Award”: вездесущий пёсик Снупи и скрытая анимация

Omega оригинально отметила собственные и широко известные заслуги в освоении космоса. Вслед за моделями, посвященными высадке человека на Луну и драматическим происшествиям с астронавтами, в честь получения престижной космической награды она выпустила хронограф Speedmaster с анимированными элементами

Jaeger-LeCoultre Polaris Mariner: “дайвер” с настроением

Запущенная в 2018 году спортивная коллекция Polaris была сдержанно принята поклонниками марки. Новинкам попеняли за простоватый дизайн и отсутствие видимого родства с другими коллекциями Jaeger-LeCoultre. Только спустя два с половиной года на улицу Polaris пришел праздник

Премьеры Ulysse Nardin и литературные ассоциации

Автоматическому скелетированному турбийону Blast заслуженно достались все лавры единственной премьеры мануфактуры на недавних Geneva Watch Days, а обновленные Dual Time были представлены без всякой помпы неделей позже. “Часовой Алфавит” разобрался в нюансах новинок марки, имеющей в России множество поклонников

Парадоксы Rolex и что они означают

Главный затворник часовой индустрии показал новинки 2020 года. “Часовой Алфавит” развеивает скепсис отдельных читателей по поводу качества премьер и вписывает их в контекст процессов, происходящих в отрасли

Bvlgari в Женеве: ария римского гостя

По существу именно настойчивости дома Bvlgari мы обязаны проведением единственного очного часового события 2020 года Geneva Watch Days. Инициатор не подкачал: представил очередной мировой рекорд в сегменте ультратонких часов, а также окончательно реанимировал марку Gérald Genta – на сей раз для широкой аудитории