#Правдаилимиф

Турбийон лучше карусели

7 ноября ...

Некорректное использование или понимание терминов в часовом деле, где речь всегда идет о технике, — это затуманивание сути конкретной конструкции. Показательный пример — путаница в сходствах и различиях турбийона и карусели

tourbillon-carrousel-preview-1200x674
Механизм часов Blancpain Le Brassus Tourbillon Carrousel, калибр 2322. Изображение: пресс-служба Blancpain

Турбийон — в последнее время одно из самых популярных сложных устройств часового механизма. На волне увлечения сложными и экзотическими конструкциями часовщики со всех концов света изобрели и реализовали множество его вариантов. Все они базируются на предложенной Авраамом-Луи Бреге в 1795 году концепции вращающегося устройства со встроенными в него деталями спускового узла.

Карманные часы, изготовленные часовщиком Джоном Арнольдом, механизм с турбийоном Авраама-Луи Бреге, 1808 г.в. Изображение: britishmuseum.org
Карманные часы, изготовленные часовщиком Джоном Арнольдом, механизм с турбийоном Авраама-Луи Бреге, 1808 год. Изображение: britishmuseum.org

Несмотря на множественность, все турбийоны родственны в одном: мобильная конструкция целиком вращается относительно фиксированного колеса, чаще всего секундного (или четвертого). Именно это свойство прежде всего характерно для турбийона. Другие характеристики — число осей вращения, тип спускового устройства, соосное или же боковое расположение баланса, наличие в нем иных устройств вроде хода с постоянным натяжением — второстепенны.

История карусели — также вращающегося устройства со встроенными в него деталями спускового узла — начиналась в 1890-е, примерно через 100 лет после изобретения турбийона. Работавший в Ковентри (Англия) часовщик датского происхождения Бэйн Бонниксен (1859–1935) запатентовал в 1892 году конструкцию устройства, которое он описал в английском патенте как “часы столь же крепкие, как обычные часы английского производства, и приблизительно настолько же точные, как маятниковые часы с барометрическим регулятором или морской хронометр”.

Бесключевые карманные часы изготовленные Бэйном Бонниксеном, 1908 - 1909. Изображение: archivedauctions.com
Бесключевые карманные часы, изготовленные Бэйном Бонниксеном, 1908–1909 год. Изображение: archivedauctions.com

Бонниксен четко видел основные преимущества и недостатки турбийона. Процитирую его американский патент, зарегистрированный в 1895 году:

“Популярный метод состоит в том, чтобы поместить все спусковое устройство, баланс и требующиеся мосты над трибом четвертого колеса (что должен нести секундную стрелку). Поэтому эта конструкция вращается с чрезмерно высокой скоростью в 60 оборотов за час, что заставляет делать все детали настолько тонкими, насколько возможно. В ином случае при солидной конструкции трение в креплении оси четвертого колеса будет слишком большим для часового механизма, а при передаче импульса спусковым устройством инерция будет слишком велика”. 

Вывод Бонниксена: турбийон можно применять только в наиболее дорогих часах, его изготовление можно поручить лишь часовщикам высочайшей квалификации. В принципе, это справедливо и по сей день — по меньшей мере если мы рассматриваем турбийон принадлежащим направлению высокого часового искусства.

Какова же была его альтернатива? Нужно сказать, что сам изобретатель поначалу не называл свое устройство словом “карусель”. В патентах он именовал конструкцию “вращающейся чашевидной платиной” (англ. rotating cup-shaped plate). Это очень верно описывает то, как она выглядела (вы вполне можете убедиться в этом, взглянув на фото механизма).

Название Karrusel, взятое из датского языка, появилось спустя время и использовалось как торговое наименование

Теперь о сути. Бонниксен, точно оценивший специфику и недостатки конструкции турбийона, решил переставить “вращающуюся платину” с триба четвертого (секундного) колеса на триб третьего колеса и заодно снабдил вращающуюся конструкцию приводом, снова от четвертого колеса. Автор отмечал, что в его конструкции распределение энергии идет натуральным, то есть присущим стандартному часовому механизму образом.

Привод наиболее массивной, то есть обладающей наибольшей инерцией детали — вращающейся платины, — осуществляется от триба третьего колеса с понижением угловой скорости вращения, а в приводе спускового устройства инерция вращающейся платины никак не проявляется (в отличие от турбийона!), поскольку привод спускового устройства осуществляется от четвертого колеса. Соответственно, оборот карусели вокруг оси занимал, как правило, от 34 до 52,5 минуты.

Блестящая техническая идея прославила Бэйна Бонниксена. В популяризации своей конструкции сам часовщик действовал весьма профессионально. Уже в 1894 году первые экземпляры часов с каруселью были представлены королевской астрономической обсерватории в Кью, которая проводила хронометрические состязания. Все они показали очень хорошие результаты, набрав более 80 баллов из 100. В дальнейшем хронометрические испытания в категории палубных хронометров ежегодно успешно проходили сотни часов с каруселью, производившихся как самим Бонниксеном, так и другими часовщиками из Ковентри по лицензии.

Механизмы с каруселью Бонниксена требовали меньших затрат в производстве по сравнению с турбийонами, поскольку не требовалась филигранная работа по изготовлению легкой, но жесткой и точно обработанной каретки, где каждая доля грамма на счету. Соответственно, часы с каруселью были дешевле, чем часы с турбийоном.

Интересно, что вес кареток турбийонов современных наручных часов находится в пределах от 0,2 грамма до 2 граммов

Возможно, поэтому у определенной части публики сложилось превратное мнение о карусели как о второсортном турбийоне. Такие механизмы тогда уже существовали, получив наименование “турбийоны для бедных”. Но на эту роль больше годятся часы с вращающимся механизмом. Например, конструкции американского часовщика Джейсона Р. Хопкинса 1875 года;

Патент #161513 Джейсона Р. Хопкинса 1875 года. Изображение: pocketwatchdatabase.com
Патент #161513 Джейсона Р. Хопкинса 1875 года. Изображение: pocketwatchdatabase.com

часы по его патенту выпускались Auburndale Watch Company, став одним из прообразов современных часов Swatch Diaphane.

Часы Swatch Diaphane One Carousel Tourbillon (2001). Изображение: grail-watch.com
Часы Swatch Diaphane One Carousel Tourbillon (2001). Изображение: grail-watch.com

Или же так называемый народный турбийон системы французского часовщика Поля Луашо 1904 года, где баланс и анкерное колесо установлены на периферии ротора, а анкер на его оси.

Патент турбийона Поля Луашо и карманные часы, выполненные согласно нему. Изображения: strelki.info
Патент турбийона Поля Луашо и карманные часы, выполненные согласно нему. Изображения: strelki.info

Важно отметить, что ни скорость вращения, ни стоимость изготовления не являются критериями описания конструкции как карусели либо турбийона. Есть еще одно заблуждение, появившееся в 1990-е, когда признаком карусели иногда называли нецентральное расположение баланса во вращающейся конструкции (кстати, в патенте Бонниксена баланс установлен центрально). В определенном смысле жертвой этого заблуждения стали выпускающиеся с 1989 года наручные часы с турбийоном Ultra-Slim Flying Tourbillon фирмы Blancpain.

Современная версия с аналогичным типом усложнения - Blancpain Villeret Tourbillon 8 Jours, выпущенные в конце 2000-х годов. Изображение: пресс-служба Blancpain
Современная версия с аналогичным типом усложнения — Blancpain Villeret Tourbillon 8 Jours, выпущенные в конце 2000-х годов. Изображение: пресс-служба Blancpain

Винсент Калабрезе, швейцарский часовщик итальянского происхождения, разработал для Blancpain конструкцию тонкого механизма с турбийоном и восьмидневным заводом. Чтобы снизить толщину каретки турбийона, он решил отказаться от классического варианта конструкции Авраама-Луи Бреге, в которой предполагалось (но не предполагалось обязательным) центральное расположение баланса. Калабрезе сдвинул баланс ближе к краю каретки.

Турбийон Blancpain стал образцом жанра. Эта конструкция — наиболее копируемая китайскими часовыми фабриками, которые даже не стали изменять характерную форму верхнего моста каретки, выполненного в виде летящего журавля (полагаю, именно поэтому и не стали).

Схемы механизмов турбийона (слева) и карусели (справа) Blancpain авторства Винсента Калабрезе. Изображение: пресс-служба Blancpain
Схемы механизмов турбийона (слева) и карусели (справа) Blancpain авторства Винсента Калабрезе. Изображение: пресс-служба Blancpain

Неправильное описание разработанного им турбийона как карусели уязвляло Винсента Калабрезе, и он приберег неожиданный экстравагантный ответ настоящего часовщика. Калабрезе ответил на заблуждение новым механизмом, это заблуждение опровергающим. В 2008 году в рамках очередного этапа сотрудничества Калабрезе и Blancpain (ныне их пути снова разошлись) были выпущены наручные часы Carrousel Volant Une Minute.

Blancpain Le Brassus Carrousel Volant Une Minute, Caliber 225
Blancpain Le Brassus Carrousel Volant Une Minute, Caliber 225. Изображение: пресс-служба Blancpain

Дня них была разработана неординарная конструкция карусели, которая выглядит как турбийон. Причем согласно признаку, который Калабрезе считает заблуждением: с центральным расположением баланса. Конструкция вращается как турбийон, то есть с оборотом за 60 секунд, но по всем конструктивным особенностям (читаем первоисточник — патент Бонниксена) является каруселью, так как используется двойной привод каретки.

Ротор карусели Blancpain калибра 225
Ротор карусели Blancpain, Caliber 225. Изображение: пресс-служба Blancpain

При этом карусель Калабрезе никак нельзя посчитать “турбийоном второго сорта”. Ее конструкция сложнее (помним о двойном приводе), и исполнение на самом высоком уровне (спасибо традициям долины Валле-де-Жу, где базируется Blancpain), и по эффектности ничем турбийону не уступает. Хотя здесь Калабрезе противоречит Бонниксену, который предполагал медленное вращение одним из преимуществ изобретенной им конструкции.

Далее в Blancpain еще более усугубили невероятный казус, выпустив часы Blancpain Carrousel TourbillonМатериал корпусаКрасное золотоФункции- часы
- минуты
- Tourbillon Carrousel
- запас хода (с внутренней стороны)
- датаДиаметр корпуса44.6 mmТип механизмаМеханика с ручным подзаводомЦена20 287 000 ₽
Узнать о наличии
, в механизм которых были установлены и турбийон Калабрезе, и его же карусель. Думаю, мастеру есть чем гордиться, надеюсь, его труд и гений были достойно вознаграждены материально.

Смотрите детальный видеоразбор модели Blancpain Carrousel Tourbillon.

нашли ошибку в тексте? выделите её и нажмите ctrl + enter

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Что такое автоподзавод?

Рассказываем о системе подзавода часов, заставляющей их идти бесперебойно от нескольких дней до несколькоих недель

Недорогие бренды часов: Adriatica

Мы открываем цикл публикаций, посвященных мировым брендам, доказавшим, что качественные часы не обязательно должны быть дорогими. И начнем со швейцарской мануфактуры Adriatica, выпустившей свою первую модель часов в 1931 году.

Во имя отца, сына и турбийона

Антуан Прецьюзо никогда не стремился стать частью часового концерна: ни Swatch Group, ни Richemont (хотя предложения поступали). Он самостоятельно создает часы, стремясь изменить альпийские часовые обычаи.

8 наручных часов для автолюбителей

Специально для любителей скорости сделали подборку топ-8 часов, которые понравятся любому гонщику

“Полет”. Сделано в России

Продолжаем рассказывать об отечественных часовых брендах. Предыдущая статья была посвящена “Ракете”. Она заканчивалась классическими словами “полет нормальный”. И теперь сама собой просится марка “Полет”.

12 фаворитов часового “Оскара”

“Часовой алфавит” ознакомился со списком номинантов на женевский часовой Гран-при и отобрал те модели, которые могут победить.