Правила коллекционера: как оценить физическое состояние часов

8 июня ...

Полировка, подлинность, материал и состояние циферблата — Роман Белов рассказывает про то, на что нужно в первую очередь обращать внимание, подбирая себе новые часы

В своем прошлом материале “Правила коллекционера: из рук в руки” я отметил несколько основных факторов, влияющих на стоимость часов, но не касался собственно состояния самого предмета торга или покупки. Теперь настало время взять в руки часы.

Полировка

Первая важная вещь, которую надо понять и ради которой не надо вскрывать часы, это полировка. Полировка, в особенности выполненная неквалифицированным мастером, может уничтожить внешний вид часов.

Классический пример необходимости аккуратного подхода к этому вопросу — это полировка моделей линейки Audemars Piguet Royal Oak. Строго выстроенный и выверенный восьмигранный дизайн корпуса, созданный великим Джеральдом Джентой, легко исказить неудачными действиями мастера и получить так называемый в среде любителей часов “обмылок”.

Audemars Pigiet Royal Oak
Источник: пресс-служба Audemars Piguet

Исправление возможно только через наваривание металла, поэтому рецепт один – пользоваться авторизованной мастерской и не пытаться полировать часы после каждой царапины. Само собой разумеется, что часы с искаженными линиями корпуса, безеля и ушек резко теряют в стоимости.

Подлинность

Следующая важная вещь — это оригинальность всех частей модели, включая механизм, циферблат, заводную головку и т. д. Все знают основное правило при покупке подержанных часов – в обязательном порядке отнести их в заслуживающую доверия часовую мастерскую, попросить мастера вскрыть модель и подтвердить подлинность механизма.

Это правило замечательно работает при покупке часов “массовых”, с механизмами, регулярно встречающимися и хорошо знакомыми мастеру. Старинные часы с уникальными механизмами не всегда так просто распознать. Помочь в этом деле сможет тщательное изучение предмета, литературы, посвященной часам интересующей мануфактуры, изучение клейм и их соответствия заявленным годам выпуска часов.

 IWC Mark XI 1951
Механизм IWC Mark XI, около 1951 г. в. Источник: www.iwc.com/forum

Могу посоветовать следить за нашей рубрикой “Библиотека”. В ней мы постараемся рассказывать о полезной и необходимой для коллекционера литературе.

У некоторых брендов можно в открытом доступе по номеру механизма и корпуса установить время производства. В идеале часы должны быть изучены специалистами мануфактуры с предоставлением сертификата подлинности. Однако и это не всегда дает 100% гарантию. Бывали случаи, когда постфактум выяснялось, что часы с подтвержденной часовой компанией подлинностью все-таки являются подделкой.

Не всегда подлинность механизма и корпуса означает подлинность часов. Существует понятие “марьяж”, когда подлинный механизм, по каким-то причинам утративший корпус, помещают в другой корпус этого же бренда или самостоятельно изготовленный. Марьяж карманных механизмов, переделанных в наручные часы, распознать достаточно просто. Другое дело, когда из двух ничем особо не примечательных наручных часов создают часы более высокой стоимости.

Еще один вариант — воссоздание частей корпуса, утраченных во время эксплуатации. На одну из моделей IWC Mk. XI в моей коллекции мне отказались выдать сертификат по причине того, что верхняя часть корпуса не была сделана в Шаффхаузене. Мне объяснили, что эти часы для летчиков были в активном использовании, их особо никто не жалел и к ним относились как к утилитарной вещи. Если они были повреждены, никто на мануфактуру часы не отправлял, а старались восстановить своими силами. Часы от этого не стали менее дороги для меня, но надо понимать, что их цена на рынке снизилась.

Заменены могут быть отдельные части механизма на произведенные в более позднее время. Это также снижает стоимость изделия, поэтому серьезные мануфактуры (я наблюдал такое, например, в реставрационных мастерских Audemars Piguet в Le Brassus и Longines в Saint-Imier) хранят запчасти для моделей, произведенных много лет назад. Но при необходимости реставраторы всегда готовы вручную изготовить требуемые детали.

Реставрационная мастерская Longines
Реставрационная мастерская Longines в Saint-Imier. Источник: Роман Белов

Необходимо обращать внимание на подлинность и соответствие продаваемой модели стрелок и заводной головки часов. Неоригинальные или не принадлежащие именно этому референсу детали тянут цену часов вниз.

Здесь от коллекционера требуется умение найти в литературе или интернет-источниках точный вид детали соответствующей модели или попросить помощи у своих коллег, сотрудников часовых музеев, аукционных домов или мануфактур. В дальнейшем мы планируем посвятить отдельный материал полезным для коллекционера и любителя часов источникам.

Циферблат

Еще одна важная вещь в определении ценности экземпляра — это состояние циферблата. В силу различных причин циферблат может быть смыт и напечатан (или нарисован) заново.

Причины могут быть самые разнообразные — от выцветания до использования радиоактивного вещества в качестве меток. Во время проведения технического обслуживания часов (в том числе и на мануфактуре) может быть принято решение о замене меток или покрытия стрелок, сделанных краской с использованием солей радия, на более современную и безопасную суперлюминову. Тем не менее “новый” циферблат часов также снижает их стоимость.

Rolex Ref. 1675, около 1966 г.в.
Rolex Ref. 1675, около 1966 г. в., проданные на аукционе Phillips в мае 2017 года за 26 250 швейцарских франков. Источник: пресс-служба Phillips

В октябре прошлого года в Москву приезжал часовой эксперт аукционного дома Christie’s и во время своей презентации приводил примеры более чем двукратной разницы в цене на модели одного референса, в зависимости от состояния циферблата.

И если заглянуть в результаты торгов аукционных домов, можно найти не одну проданную за весьма солидную цену модель с полностью выгоревшим от солнца и времени циферблатом (обратите внимание на модели Rolex и Panerai). Фактор, который бы понизил стоимость часов новых, идет как плюс для часов исторических, привлекая большее внимание любителей бренда.

Материал

Если вы заметили, я нигде не упоминал материал, из которого изготовлены часы, в качестве существенного фактора ценообразования. На самом деле при покупке часов винтажных этот фактор играет вторичную роль, так как наценка за редкость той или иной модели значительно превосходит стоимость нескольких десятков или сот граммов золота или платины.

Как пример можно привести исключительно редкие модели A. Lange & Söhne в стали. Компания производит модели исключительно в корпусах из благородных металлов. Было выпущено несколько штук стальных часов, чтобы предложить отдавшему часы в ремонт покупателю замену на время сервисного обслуживания.

A. Lange & Söhne steel
A. Lange & Söhne в стали, 1997 г. в., проданные на аукционе Christie’s в мае 2013 года за 147 750 швейцарских франков
нашли ошибку в тексте? выделите её и нажмите ctrl + enter

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Двойная победа Omega: немного о новостях парусного спорта

На прошлой неделе в бухте Вайтемата новозеландского Окленда в 36-й раз был разыгран самый престижный яхтенный приз мира – Кубок Америки. Марка Omega победила “всухую”: она была не только официальным хронометристом 36-го Кубка Америки, но и партнёром победителя – команды Team New Zealand

Итоги 2020 года для марок: минус на минус, или Winners Take It All

Минус 21% в денежном и минус 33% в натуральном выражении – таковы итоги коронавирусного 2020 года для швейцарской часовой индустрии. Но если среднерыночные результаты стали известны ещё в январе, то теперь у нас появилась бесценная возможность посмотреть, как пережили сложнейший период отдельные марки

Patek Philippe Nautilus 5711: король Instagram пошёл под нож, что дальше?

Иногда известие о сворачивании производства имеет гораздо большую значимость, чем новость о запуске. И сегодня – тот самый случай. Ведь речь идет о, без преувеличения, культовой и мегавостребованной модели, положившей начало целому сегменту роскошных стальных часов

Часовые циферблаты: чёрный с белым не берите

Циферблат часто называют лицом часов: его вклад в создание первого впечатления очень велик. Располагая внушительным арсеналом техник отделки циферблатов, часовщики до сих пор редко используют такой мощный выразительный приём как цвет. “Часовой Алфавит” выбрал новинки 2020 года, порывающие с традицией осторожного отношения к цветам

GPHG-2020: наша ставка сыграла

12 ноября в Женеве, в “Театре Леман” в Fairmont Grand Hotel состоялось традиционное вручение статуэток Гран-при часового искусства 2020 года. Также по традиции — уже 3-летней — “Часовой Алфавит” провел трансляцию церемонии с русскоязычными комментариями. На этот раз ее могли смотреть и зрители сайтов kommersant.ru и forbes.ru

Omega Speedmaster Moonwatch “Silver Snoopy Award”: вездесущий пёсик Снупи и скрытая анимация

Omega оригинально отметила собственные и широко известные заслуги в освоении космоса. Вслед за моделями, посвященными высадке человека на Луну и драматическим происшествиям с астронавтами, в честь получения престижной космической награды она выпустила хронограф Speedmaster с анимированными элементами