партнерский материал

Серьезно о часах и несерьезно о времени: пилот авиакомпании “Россия” Александр Меркулов

23 августа ...

“Часовой Алфавит” совместно с брендом Aviator поговорил с летчиком гражданской авиации, за плечами которого 34 года работы в небе, о профессии пилота, ответственности и важности наручных часов в воздухе


Александр Меркулов, пилот авиакомпании “Россия”

Главный герой книги Артура Хейли “Аэропорт”, так же как и вы, пилот. “Он хотел быть полезным людям — это давало ему радость”. Почему вы выбрали такую профессию?

У меня отец — летчик, мама тоже летала, круг общения был авиационным, жили в авиагородке. Видимо, поэтому мы с братом решили стать пилотами. Любовь к самолетам у нас с детства.

Мама тоже была пилотом?

Нет, стюардессой. Раньше женщин не подпускали к штурвалу, даже в 1980-е их было мало, хотя после обучения в ДОСААФДобровольное общество содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ) — добровольное самоуправляемое общественно-государственное объединение, цель которого — содействие укреплению обороноспособности страны и национальной безопасности. некоторые все-таки попадали в авиацию, но это было скорее исключением. Зато сегодня это модно, но, несмотря на это, женщин-пилотов всего 2 %. Все-таки профессия тяжелая — как физически, так и морально, в авиации не скажешь “у меня голова болит”. Ни для кого нет исключений.


На запястье Александра часы Aviator MIG-29 SMT Chrono Ref. M.2.30.0.219.6

Что было самое тяжелое для вас как для пилота, когда вы только начинали работать?

Осознание той ответственности, которую пилот несет за тех, кто на борту, за себя и технику.

Когда вы поступали в летное училище, этого осознания не было?

Было, но не такое явное. Как его может не быть, если первое, что ты узнаешь в училище, — это содержание страниц Уголовного кодекса, где минимальный срок — 15 лет. В военной авиации ты отвечаешь только за себя и знаешь, что у тебя под сиденьем парашют. В гражданской авиации ты отвечаешь за себя, за другого пилота и за всех, кто на борту. Ты из самолета никуда не денешься.

Помимо ответственности, что еще было трудно?

Делать выбор. Одно из первых, чему учат в училище, — уметь принимать решения. Сделал выбор — обратной дороги уже нет. А в сложной ситуации тебе нужно сделать его не раздумывая.

Вы же изначально выбрали работу, зная, что вам предстоит.

Изначально у всех романтика в голове. Только романтики уходят очень быстро, остаются работяги и те, кто любит свое дело.

А вы любите свою профессию?

Если человек не любит свою профессию, он должен ее поменять в любом возрасте, иначе это несчастный человек. Мне повезло: мое хобби совпадает с профессией, как и у большинства пилотов. Но, как и в любой работе, есть свои недостатки: меня постоянно нет дома, моя семья не знает, что такое выходные в субботу и воскресенье, сложно найти другую работу, учитывая наш узкий профиль.


Aviator MIG-29 SMT Chrono Ref. M.2.30.0.219.6 и Ref. M.2.30.0.220.6

Норма для гражданских пилотов — 80 летных часов в месяц. При этом вам надо постоянно подтверждать квалификацию и переучиваться, чтобы быть в курсе нововведений. В условиях такой напряженной работы вне стабильного графика как вы планируете свое свободное время, которого, судя по всему, очень мало?

Сейчас все стало легче, раньше мы все на веревке висели: были привязаны к телефону. До 2000-х годов у меня в кармане куртки всегда двушка была, монетка для таксофона. Каждый вечер, с шести до восьми, я звонил на работу и узнавал свой график на завтра.

Вы не знали расписания на месяц?

Отрасль очень динамичная: кто-то заболел, другой где-то застрял, это ведь жизнь. Постоянно приходилось узнавать, вдруг что-то изменилось. Выходные и отпуска планируем заранее, но пилоты всегда начеку, нам могут позвонить в любой момент и спросить: “Рейс такой-то, летишь?” Единственное, о чем жалею, так это о том, что потерял десять школьных лет из жизни дочери. Я тогда карьеру строил и помню только, как она в первый класс пошла, а следующее воспоминание — как я еле успел на ее выпускной.


На запястье Александра часы Aviator MIG-29 SMT Chrono Ref. M.2.30.7.221.6

Помните песню “Первым делом, первым делом самолеты”? Можно сказать, что для вас самолет — это “первое дело”, то, чем вы живете, или все-таки это просто работа?

Время этой песни — период сталинских соколов, это мой отец застал. Тогда летчик — это о-го-го, человек-бог практически. Сейчас мы сведены до уровня таксистов.

Но для вас ведь все-таки работа важна?

Если человек с удовольствием идет на работу, как бы тяжело ему ни было, и с еще большим удовольствием идет домой после работы, значит, жизнь удалась. У меня так. Приоритет — это профессия, но жена — это бронеспинка, она всегда поддержит.

За вашими плечами 34 года работы пилотом. Можете ли вы сказать, опираясь на этот опыт, какие три черты характера, качества необходимы пилоту?

Чувство ответственности, умение принимать решения и чувство юмора.

Первые два — понятно, а чувство юмора зачем?

Без него в нашей профессии либо крыша съедет, либо тебя спишут. В любой ситуации нужно уметь смеяться над самим собой и над ситуациями.

Существуют особые приметы у пилотов?

Да, у каждого свои. Например, как только приносят чай — сразу начинает самолет болтать, мы называем это “чайной болтанкой”. Работает на 90 %. Раньше говорили так: “Сидишь на эстафетеПолет “по эстафете” – это, когда экипаж летит в дальние рейсы, остается в городе-прибытия на отдых, а этот же самолет обратно пилотирует другой экипаж. — не покупай средства личной гигиены, иначе еще на два дня застрянешь”.


Aviator MIG-29 SMT Chrono Ref. M.2.30.7.221.6

Есть мнение, что профессии пилота скоро не будет. Через несколько десятков лет управлять воздушным судном будут роботы. Вы разделяете эту точку зрения?

Роботы, по сути, и сейчас управляют.

Имею в виду, что профессии “пилот” уже не будет.

А у вас хватит мужества сесть в самолет, которым будут управлять роботы?

У меня — нет.

Вы ответили на свой вопрос. (Улыбается.) Беспилотный рейс уже выполнялся, но без людей на борту. Рейс прошел замечательно. Я вот думаю, какой пассажир сядет в самолет, если будет знать, кто в кабине пилота нет ни одного человека. Это психологический фактор.

Для многих пассажиров (знаю по себе) время в полете тянется очень долго, а как ощущаете время вы, пилоты?

По-разному бывает, иногда времени не хватает даже чаю попить, а порой рейс очень монотонный. Есть известные рейсы, ты по ним мотался каждый день, частоты наизусть помнишь, происходит либо отказ, либо осложнения, меняется специфика погоды, и тут у тебя уже нет времени отвлечься. А когда летишь запасным, то время и на сон есть.

Во время полета вы узнаете время по наручным часам или по приборной панели?

И так и так. Раньше в авиации требовали, чтобы пилот выполнял рейс в наручных часах, сейчас это нигде не прописано, но существует негласное правило: надевать их. Когда настраиваем инерциальные и навигационные системы, мы сверяем бортовые часы и свои. Раньше вообще все делали по наручным часам: если знаешь время и расстояние, то можешь посчитать свою путевую скорость, а значит, узнать, когда будешь на следующем участке полета. Навигацией были часы и расстояние, которое все знали по карте.


На запястье Александра часы Aviator MIG-29 SMT Chrono Ref. M.2.30.0.220.6

Получается, можно сказать, что часы — неотъемлемая часть вашей пилотской формы?

Да, но необязательная. Как вообще появились наручные часы? Раньше мужские часы были карманными, а в Первую мировую войну они перешли на руку, потому что в полевых условиях доставать их из кармана, а во время полета на самолете — из куртки было неудобно. Когда я работал на Севере в 1980-е, мне перед вылетом всегда говорили: “Покажи часы и аварийный запас: спички, леску, крючок и перочинный нож”. Вдруг где-то застрянем вокруг озера и придется рыбу ловить.

Как часто вы носите часы?

В городе — практически всегда, но когда отдыхаю в деревне или за границей, то определяю время по солнцу.

На что обращают внимание пилоты при покупке часов?

Мне важно, чтобы циферблат был стрелочным, календарь — очень удобная функция, особенно когда летаешь на дальние расстояния, возможность установки второго времени, водонепроницаемость — минимум 100 метров: на учениях мы часто плаваем.


Aviator MIG-29 SMT Chrono Ref. M.2.30.7.221.6

Я предпочитаю кварцевые часы, да и все пилоты тоже. Знаю, что механика лучше, но она требует ухода, ее нужно постоянно заводить, чтобы часы точно ходили (а для нас это очень важно), они более чувствительны к ударам и падениям. Также пилоты выбирают часы среднего ценового диапазона, чтобы не жалко было потерять.

Какие часы у вас были?

Мои первые часы — позолоченные “Командирские” — мне подарил отец. Также у меня были Casio G-Shock, Seiko, две кварцевые модели Aviator: у них очень красивый дизайн, меня устраивал запас хода и их точность.

Беседовала: Ксения Сергиенко
Фотографии: Георгий Кардава

нашли ошибку в тексте? выделите её и нажмите ctrl + enter

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Парадоксы Rolex и что они означают

Главный затворник часовой индустрии показал новинки 2020 года. “Часовой Алфавит” развеивает скепсис отдельных читателей по поводу качества премьер и вписывает их в контекст процессов, происходящих в отрасли

Bvlgari в Женеве: ария римского гостя

По существу именно настойчивости дома Bvlgari мы обязаны проведением единственного очного часового события 2020 года Geneva Watch Days. Инициатор не подкачал: представил очередной мировой рекорд в сегменте ультратонких часов, а также окончательно реанимировал марку Gérald Genta – на сей раз для широкой аудитории

Girard-Perregaux: на златом мосту сидели…

Geneva Watch Days — единственное часовое мероприятие 2020 года аналогового формата – состоялось. По количеству представленных новинок первенствовала почтенная мануфактура Girard-Perregaux. А как насчет качества? Разбирался “Часовой Алфавит”

TAG Heuer Carrera Sport Chronograph: вестник перемен

Марка, отмечающая в нынешнем году 160-летие, обновила одну из знаковых моделей – хронограф Carrera. Объем обновлений достаточно значителен и является прямым следствием изменений в эстетической и технической политике TAG Heuer, происходящих прямо на наших глазах. Что имеется в виду?

Patek Philippe Grand Complications: трое из ларца усложнений

В порядке компенсации почившей ныне, присно и во веки веков выставки Baselworld один из её системообразующих экспонентов – Patek Philippe – распространил информацию о трёх новых версиях своих моделей с “большими” усложнениями

Хорошее начало: результаты аукциона Phillips в Женеве

Перенесенный из-за пандемии коронавируса на 7 недель Geneva Watch Auction: XI ожидался с нетерпением. Не только потому, что торги должны были стать первым очным мероприятием часового сезона, но и в качестве барометра настроений коллекционеров, которые в период самоизоляции могли измениться