Кто они, чистокровные янки от хронометрии, никогда не имевшие производственных площадок на пасторальных швейцарских просторах? Рассказываем в первой части нашего большого редакционного обзора
Часовая промышленность США некогда славилась не меньше швейцарской, а на рубеже XIX–XX веков была ее основным конкурентом. Все изменила Великая депрессия, после которой развитие этой части индустрии шло не так уверенно. К тому же Вторая мировая война, обеспечивавшая военными заказами множество швейцарских мануфактур, американским брендам оказала куда меньшую поддержку — в их часах нуждалась лишь армия США. До сегодняшнего дня дожили немногие компании, зато на рынок вышли новые игроки.
Bulova
Старейшая из существующих американских часовых компаний была основана в 1875 году эмигрантом из Чехии Йозефом Буловой, открывшим в Нью-Йорке небольшой ювелирный магазин. Со временем в нем стали появляться и часы, становившиеся все популярнее. Йозеф понял, что на новой моде можно заработать. Первые наручные часы в Америке были произведены под маркой Bulova, а в 1911 году к ним добавились настольные и настенные модели. 1920 год фирма встретила коллекциями ювелирных часов для мужчин и женщин.
Bulova 96A155 Accutron II Men’s Watch, Bulova 96B258 Special Edition Lunar Pilot Chronograph Watch
Компания вошла в историю маркетинга: она дала первую в мире рекламу на радио (1931) и телевидении (1941) и вообще стала первой компанией, начавшей выделять на рекламу колоссальные бюджеты. Только в 1931 году на эти цели был потрачен миллион долларов. Во время Великой депрессии спасительной для бизнеса Bulova стала идея продавать часы в рассрочку, а в годы войны фирма была поставщиком армии США. В 1945 году компания открыла собственную школу часовых мастеров, ковавшую кадры для фабрики из ветеранов и инвалидов войны. Курс длился год. Это учебное заведение существует до сих пор, а его выпускники трудятся по всей Америке.
В 1950-х инженеры Bulova изобрели предшественника кварца — Accutron, механизм, питавшийся от батарейки, но использовавший фирменную разработку — камертон, которой вибрировал на очень высокой частоте — 360 Гц. Для осцилляторов в те времена это было недостижимой высотой и позволяло обещать точность хода ±2 секунды в день (минута в месяц). В механизме было всего 12 подвижных деталей, что было несомненным технологическим прорывом. Его оценили в НАСА — часы Accutron стали спутниками 46 космических миссий и даже побывали на Луне. Камертон на долгое время стал символом компании. Марку заметили и в Белом доме и сделали ее официальным поставщиком.
В 2008 году компанию купил японский концерн Citizen, и уже через пару лет была представлена новая разработка — сверхточный кварцевый механизм Precisionist с балансовой частотой 262 Гц и точностью хода до ±10 секунд в год. Кроме того, секундная стрелка движется даже более плавно, чем у механических часов, делая до 15 шагов в секунду против десяти. В 2016-м Bulova снова удивила часовой мир, представив первый механизм хронографа, изогнутый по кисти для более удобного ношения.
Shinola
Компания основана в 2012 году бывшим основателем и генеральным директором Fossil Томом Карцотисом. Он продал свой бизнес и приобрел бренд давно не существующей обувной марки Shinola. Компания сразу заявила о возрождении детройтской промышленности, амбициозно взявшись за производство довольно странного спектра изделий: велосипедов, кожгалантереи и часов. Фирма быстро привлекла внимание не только губернатора штата Мичиган, но и бывшего президента Билла Клинтона, который так вдохновился идеей нового подъема американской индустрии, что приобрел себе десяток разных часов Shinola.
Shinola The Guardian, Shinola Runwell Sport Chrono
Бренд довольно скоро стал международным, выбравшись за пределы США, где успел открыть полтора десятка магазинов. В своих часах компания использует швейцарские механизмы Ronda и японские Miyota, а также тайваньские циферблаты BAT Ltd. Интересно обыграно и традиционное клеймо происхождения: на этих часах написано “Built in Detroit”.
В 1992 году американский часовщик Роланд Мерфи решил основать часовую марку. Эта тема заинтересовала его еще в техникуме, после окончания которого он отправился учиться часовому делу в Швейцарию, после чего работал на Hamilton. Оттужда он ушел с позиции технического менеджера, чтобы начать собственное дело. Среди его творений много моделей, отсылающих к истории часовой промышленности, а на производстве современные технические средства соседствуют со старинными ручными станками.
RGM PS-801-BB “Baseball in Enamel”, RGM Model 455-BT Classic Chronograph
Небольшая мануфактура находится в Пенсильвании и имеет уже три механизма собственной разработки. Помимо прочего, на ней практикуется гильоширование циферблатов, что редкость для фабрик за пределами Германии и Швейцарии. Эта техника считается традиционной и в американской часовой индустрии, поэтому в компании ее оберегают и развивают.
RGM Model 222, RGM Pennsylvania Tourbillon
Kobold
Компания была основана в 1998 году студентом Питтсбургского университета немцем Майклом Кобольдом, который учился часовому делу в Мюнхене у Герда Рюдигера Ланга, основателя марки Chronoswiss. Направление для старта ему подсказал известный исследователь и альпинист Ранульф Файнс, ставший первым лицом марки — делать часы для суровых условий. В 2002 году свет увидела модель Polar Surveyor, объединившая хронограф и индикацию второго часового пояса. Часы побывали на Эвересте и выдержали испытание — механизм ETA 7750, чуть измененный и смазанный специальной смазкой для работы в низких температурах, показал себя с лучшей стороны.
Kobold Pandemonium, Kobold Soarway Chrono
Марка всячески подчеркивает, что все детали, кроме механизма, имеют местное, американское происхождение. Механизмы используются разные — например, компания выкупила запасы немецких калибров Forster, так как эта фирма перепрофилировалась на выпуск медицинского оборудования. Отделка роторов и другие декоративные работы происходят на старинных ручных станках. Кожаные ремешки изготавливаются на фабрике Kobold в Непале, где компания, берущая начало в альпинистской эстетике, поддерживает местное население рабочими местами.
Kobold Polar Surveyor Chronograph, Kobold Phantom Chronograph Night Stalkers Edition
Detroit Watch Company
Семья промышленных дизайнеров Патрик и Эми Аюб, в течение 14 лет занимавшихся в том числе дизайном часов для различных компаний, решила внести вклад в возрождение американского часпрома и создали в 2013 году новый бренд, основанный на имени и истории Детройта. Патрик несколько лет работал для BMW и Volkswagen, а в 2003-м уже был соучредителем часового бренда Bozeman Watch. Впоследствии он продал свою долю бизнеса, но у него остались все необходимые контакты.
Detroit 1 Silver, Detroit 1701 GMT Dual Time Zone
DWC собирают до тысячи часов в год, работая с механизмами ETA, Sellita и Miyota, а корпуса делаются на фабрике в немецком Пфорцхайме. Циферблаты имеют как немецкое, так и китайское происхождение. Часы прежде всего интересны вниманием создателей к деталям.
Detroit 1701 L’Horloge Swiss, Detroit B24 Liberator
Martenero
Нью-йоркский бренд появился в 2014 году и представляет часы, навеянные различными классическими измерительными инструментами вроде морских хронографов. Цель компании — создавать доступные механические часы на каждый день.
Клиенту дают возможность кастомизировать некоторые модели: выбрать размер корпуса, цвет циферблата, стрелок, материал и расцветку ремешка. Внутрь устанавливаются японские автоматические механизмы Miyota, сборка часов и ремешки — местные.
Martenero Ascent Gray, Martenero Marquis Silver
Текст: Дмитрий Плеханов
Изображения: пресс-службы часовых брендов
нашли ошибку в тексте? выделите её и нажмите ctrl + enter
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Двойная победа Omega: немного о новостях парусного спорта
На прошлой неделе в бухте Вайтемата новозеландского Окленда в 36-й раз был разыгран самый престижный яхтенный приз мира – Кубок Америки. Марка Omega победила “всухую”: она была не только официальным хронометристом 36-го Кубка Америки, но и партнёром победителя – команды Team New Zealand
Итоги 2020 года для марок: минус на минус, или Winners Take It All
Минус 21% в денежном и минус 33% в натуральном выражении – таковы итоги коронавирусного 2020 года для швейцарской часовой индустрии. Но если среднерыночные результаты стали известны ещё в январе, то теперь у нас появилась бесценная возможность посмотреть, как пережили сложнейший период отдельные марки
Patek Philippe Nautilus 5711: король Instagram пошёл под нож, что дальше?
Иногда известие о сворачивании производства имеет гораздо большую значимость, чем новость о запуске. И сегодня – тот самый случай. Ведь речь идет о, без преувеличения, культовой и мегавостребованной модели, положившей начало целому сегменту роскошных стальных часов
Часовые циферблаты: чёрный с белым не берите
Циферблат часто называют лицом часов: его вклад в создание первого впечатления очень велик. Располагая внушительным арсеналом техник отделки циферблатов, часовщики до сих пор редко используют такой мощный выразительный приём как цвет. “Часовой Алфавит” выбрал новинки 2020 года, порывающие с традицией осторожного отношения к цветам
GPHG-2020: наша ставка сыграла
12 ноября в Женеве, в “Театре Леман” в Fairmont Grand Hotel состоялось традиционное вручение статуэток Гран-при часового искусства 2020 года. Также по традиции — уже 3-летней — “Часовой Алфавит” провел трансляцию церемонии с русскоязычными комментариями. На этот раз ее могли смотреть и зрители сайтов kommersant.ru и forbes.ru
Omega оригинально отметила собственные и широко известные заслуги в освоении космоса. Вслед за моделями, посвященными высадке человека на Луну и драматическим происшествиям с астронавтами, в честь получения престижной космической награды она выпустила хронограф Speedmaster с анимированными элементами