Точно по расписанию: часы железных дорог

23 октября ...

Кто, где и когда разработал первый хронометрический стандарт? Как появились часовые пояса? Кому мы обязаны известными дизайнами циферблатов? Ответы на все эти вопросы нужно искать в истории железнодорожных часов

railway-watches-1200x674

Она начинается за океаном в середине XIX века. Первое упоминание о часах, заказанных (в количестве 50 штук) для Пенсильванской железной дороги в Бостоне у часовщика Уильяма Бонда, относится к 1850 году.

Однако революция произошла на Канадской Тихоокеанской железной дороге. Именно ее главный инженер Сэндфорд Флеминг в 1879 году впервые предложил концепцию всемирного стандартного времени (UTC), вслед за его унификацией в стране. Произошло это потому, что начиная с 1869 года в Канаде и США железнодорожное сообщение уже связывало оба побережья, но сеть региональных железных дорог развивалась довольно странно. Каждая жила по своим правилам и времени города, где была создана. Идея перейти на гринвичское время приняли на международной конференции в Вашингтоне только в 1884 году.

Было решено перейти на стандартное время по канадскому образцу, разделив страну на четыре часовых пояса (Восточный, Центральный, Малый и Тихоокеанский). На тот момент в Штатах насчитывалось уже 600 железных дорог, они разом перешли на систему унифицированных по Гринвичу меридианов и соответствующие им пояса. Но северные соседи снова оказались на шаг впереди и ввели стандарт 24-часового циферблата с двойной разметкой арабскими цифрами черного и красного цветов, получивший название “канадский” и использующийся в дизайне часов по сей день.

Как говорят, “не было бы счастья, да несчастье помогло” — в 1891 году под Кливлендом произошла железнодорожная авария, унесшая жизни десяти человек, произошедшая из-за остановившихся часов машиниста. Бросив взгляд на циферблат, он был уверен, что до прохода другого поезда, который нужно было пропустить, еще оставалось время.

Трагедия заставила руководство железной дороги обратиться к часовщику и ювелиру Уэббу Боллу с просьбой разработать систему контроля часов для железнодорожников. Назначенный главным техническим контролером Приозерной дороги, Болл ввел проверку состояния часов и их поверку. Аттестованные ведомством часовщики делали это каждые две недели.

В 1893 году Болл разработал требования к часам, использовавшимся на железой дороге, — так называемый RailRoad Standart. “Канадский” дизайн с непонятными американцам 24 часами, привыкшим к 12-часовой разметке, он отмел. Циферблат должен был быть белым, с черными простыми арабскими цифрами и черными жирными стрелками, чтобы обеспечить хорошую читаемость. Он так и назывался — “циферблат Болла”.

ball-dial

К часам предъявлялись еще и такие требования: не закрывающийся крышкой корпус 16 или 18 полосок (43,17 или 44,86 миллиметра), механизм минимум на 17 камнях, заводная головка в положении “12 часов”, точность показаний в температурном диапазоне от 40 до 95 градусов по Фаренгейту (от 5 до 35 градусов по Цельсию) и другие. Нужно заметить, что стандарт точности в то время бы не хуже нынешнего допуска COSC и позволял отклонение до 30 секунд в неделю. Каждое утро владелец часов обязан был их сверить с эталонными, выставлявшимися в соответствии со временем — его передавали по телеграфу.

Со временем эта система распространилась на две трети железных дорог США, а также магистрали соседних Мексики и Канады. Стандарт точности железнодорожных часов стал именем нарицательным. Однако не все железные дороги соглашались с часовой унификацией и использовали часы другого вида.

Параллельно с циферблатом Болла с 1908 года использовался запатентованный циферблат некоего Фергюсона, имевший черную часовую и красную минутную разметки. Однако из-за большого количества символов он был плохо читаемым, и в 1920 году появился еще один вид циферблата, более лаконичный. Его разработал главный эксперт железных дорог Санта-Фе Генрих Монтгомери. Уэббу Боллу это настолько не понравилось, что он даже подал в суд на Монтгомери. Болл утверждал, что только его дизайн наиболее безопасный и хорошо читаемый.

Циферблаты Монтгомери и Фергюсона
Циферблаты Монтгомери и Фергюсона

К этому времени наручные часы стали постепенно вытеснять карманные, но заимствовали их внешний вид, благодаря чему на запястьях нашлось место всем видам циферблатов.

Монтгомери отомстил Боллу за иск, объявив его технический стандарт для часов устаревшим, и в 1930 году пролоббировал введение нового, собственной разработки. Правда, по сути, там мало что изменилось.

В 1936 году ввозную пошлину на швейцарские часы понизили вполовину, что нанесло сильнейший урон американскому часпрому, в том числе по части поставок для железных дорог

Если же говорить непосредственно о вокзальных и станционных часах, то привычный современному взору внешний вид они приобрели во время Второй мировой войны, в 1944 году, когда швейцарский инженер Ханс Хильфикер разработал для производителя Mobatime дизайн часов Швейцарских железных дорог (SBB). В 1953 году Хильфикер добавил красную секундную стрелку, по форме напоминающую сигнальный диск смотрителя.

mobatime-dial
Швейцарские железнодорожные часы

Этот дизайн стал одним из символов XX века, сегодня он представлен в Музее дизайна в Лондоне и Музее современного искусства в Нью-Йорке.

Не так давно с ним произошла скандальная история — компания Apple без разрешения использовала изображение циферблата для иконки часов в iPad и iPhone. После того как Швейцарские железные дороги в судебном порядке заставили американскую корпорацию заплатить, в вышедшей операционной системе iOS 7 символа не оказалось.

В 1940 году надпись “railroad approved” была зарегистрирована как клеймо и стала гарантом точности

На сегодняшний день лишь несколько часовых брендов действительно имеют отношение к истории железных дорог и с полным правом производят отсылающие к ней модели.

Ball

Разумеется, первым нужно упомянуть детище самого Уэбба Болла. Уже в конце XIX века он производил часы по заказам железных дорог: собирал их из комплектующих различных поставщиков на механизмах Elgin, Hamilton и Waltham и доводил до соответствия своим стандартам. Последние были вынуждены соблюдать все швейцарские марки, поставлявшие часы для различных ведомств США, не только железнодорожных: Audemars PiguetLonginesOmega, Record, Vacheron Constantin и другие.

ball-trainmaster
Ball Trainmaster

Нынешний модельный ряд марки посвящен железнодорожной тематике почти полностью. Каждая коллекция названа в честь члена поездной бригады — от кочегара до начальника поезда.

Hamilton

Начало работы Уэбба Болла на железной дороге совпало с появлением этой марки, впоследствии перебравшейся в Швейцарию. Очень быстро, уже в 1892 году она представила первенца — железнодорожный хронометр Broadway Limited. С установкой болловского стандарта компания стала поставлять железным дорогам карманные часы соответствующего вида и характеристик. В начале XX века часов Hamilton у железнодорожников было так много, что в 1908 году журнал National Geographic даже назвал ее “главным хронометристом железной дороги”.

За время своего сотрудничества с американскими железными дорогами марка Hamilton произвела более миллиона карманных часов для сотрудников
hamilton-railroad-auto-chrono
Hamilton Railroad Auto Chrono

Сегодня в коллекции компании ее железнодорожному прошлому отводится не так много места. Можно отметить разве что модель Railroad Auto Chrono c оригинальной спиралевидной шкалой тахиметра на циферблате.

Longines

Пожалуй, именно эту швейцарскую марку можно считать первой железнодорожной. Ее часы использовались не только сотрудниками европейских поездных бригад: уже с 1876 года через своего агента в США и Канаде — фирму Wittnauer — она поставляла свои изделия североамериканским железнодорожникам, преимущественно канадским.

longines-railroad-pocket
Longines Railroad Pocket Watch

Стандарт Болла заставил американцев покупать сделанное в Америке. Канада же, напротив, отдавала предпочтение швейцарским часам. Компания Longines поставляла их, согласно требованию, с “канадским” циферблатом. В 1937 году марка отказалась от услуг Wittnauer, открыв в Стране кленового листа собственный офис.

longines-railroad-replica
Longines Railroad Replica

В прошлом году марка представила историческую реплику — модель Railroad. Она возвращает к эстетике 1960-х и своим циферблатом дает представление о требованиях Канадской железной дороги к внешнему виду часов. Отличие этой модели от прочих, сделанных на базе ETA 2892, — запас хода, увеличенный со стандартных 42 часов до солидных 64.

Omega

Марка начала поставлять часы по заказам железных дорог с конца XIX века, причем география поставок была очень обширна. Помимо собственно швейцарцев, ее часы носили финские, бельгийские, сербские, греческие, болгарские, турецкие, российские, мексиканские, бразильские, аргентинские, чилийские, зимбабвийские, южноафриканские, эфиопские, китайские и даже австралийские железнодорожники.

omega-railmaster-canada

История модели Railmaster началась в 1957 году, когда марка выпустила ее с другими двумя toolwatch — Speedmaster и Seamaster. Прототип этих часов был создан и апробирован в Канаде годом ранее, но изделию не суждено было обрести столь же культовый статус. Компания стала поставлять эту модель в США и Канаду, используя различные типы циферблатов. Ошибкой было размещение на одном из вариантов для американского рынка фразы “official railroad standart”, которая стала поводом для Ball,  разработчика и правообладателя этого стандарта, подать в суд. Выпуск таких часов был прекращен, сделав их объектом охоты коллекционеров.

omega-railmaster-master-chronometer-collection
Omega Railmaster Master Chronometer

В 2003 году бренд возродил эту модель в крупном корпусе Aqua Terra и держал ее в коллекции до 2012 года, когда Railmaster снова исчез из каталога. В этом году компания Omega решила отметить 60-летие утилитарной троицы и представила лимитированную серию из 3 557 штук, ее внешний вид воспроизводит классический дизайн.

Mondaine

Появившаяся в 1986 году швейцарская марка стала производить наручные и настенные часы вида тех самых станционных часов SBB. Они имеют особенность: секундная стрелка двигается с помощью электрического мотора независимо от главных часов. Ей требуется около 58,5 секунды, чтобы совершить круг по циферблату, потом она останавливается наверху и начинает новый оборот, как только получает следующий минутный сигнал от главных часов.

gents-mondaine-evo
Mondaine Evo

Тот же принцип соблюден в часах Mondaine, имеющих статус Official Swiss Railways Watch. Для этого кварцевый механизм Ronda был особенным образом доработан. Калибр Mondaine назван Stop2Go — в нем управление часами и минутами разделено с секундным.

Текст: Дмитрий Плеханов
Изображения: пресс-службы часовых брендов

нашли ошибку в тексте? выделите её и нажмите ctrl + enter

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Премьеры Ulysse Nardin и литературные ассоциации

Автоматическому скелетированному турбийону Blast заслуженно достались все лавры единственной премьеры мануфактуры на недавних Geneva Watch Days, а обновленные Dual Time были представлены без всякой помпы неделей позже. “Часовой Алфавит” разобрался в нюансах новинок марки, имеющей в России множество поклонников

Парадоксы Rolex и что они означают

Главный затворник часовой индустрии показал новинки 2020 года. “Часовой Алфавит” развеивает скепсис отдельных читателей по поводу качества премьер и вписывает их в контекст процессов, происходящих в отрасли

Bvlgari в Женеве: ария римского гостя

По существу именно настойчивости дома Bvlgari мы обязаны проведением единственного очного часового события 2020 года Geneva Watch Days. Инициатор не подкачал: представил очередной мировой рекорд в сегменте ультратонких часов, а также окончательно реанимировал марку Gérald Genta – на сей раз для широкой аудитории

Girard-Perregaux: на златом мосту сидели…

Geneva Watch Days — единственное часовое мероприятие 2020 года аналогового формата – состоялось. По количеству представленных новинок первенствовала почтенная мануфактура Girard-Perregaux. А как насчет качества? Разбирался “Часовой Алфавит”

TAG Heuer Carrera Sport Chronograph: вестник перемен

Марка, отмечающая в нынешнем году 160-летие, обновила одну из знаковых моделей – хронограф Carrera. Объем обновлений достаточно значителен и является прямым следствием изменений в эстетической и технической политике TAG Heuer, происходящих прямо на наших глазах. Что имеется в виду?

Patek Philippe Grand Complications: трое из ларца усложнений

В порядке компенсации почившей ныне, присно и во веки веков выставки Baselworld один из её системообразующих экспонентов – Patek Philippe – распространил информацию о трёх новых версиях своих моделей с “большими” усложнениями