В поисках сокровищ: женевский аукцион Antiquorum

11 мая ...

14 мая нас ожидают женевские торги аукционной фирмы Antiquorum, на сей раз мы остановимся на привлекательных экземплярах неприлично высокого ценового диапазона

Сегодня снова направляемся в Женеву, где 14 мая должен пройти очередной аукцион, организованный фирмой Antiquorum.

Прежде чем перейти к самому интересному – к часам, остановимся на минутку на иной, организационной теме. Как сообщалось г-ном Джулио де Лукой, новым председателем совета директоров Antiquorum (как теперь оказалось, нового “Антикворума”), этот аукционный дом был куплен в октябре 2015 года компанией Antiquorum Management Ltd., которая приобрела права на ведение аукционного бизнеса под брендом Antiquorum во всем мире за исключением Нью-Йорка (США), где предполагается аукционная деятельность прежних владельцев бренда.

Этим, в частности, объясняется отмена нью-йоркского аукциона Antiquorum, который был назначен на 20 апреля этого года, информация о нем просто исчезла с сайта www.antiquorum.com.

Соответственно новые владельцы распорядились с сайтами: отныне все, что касается нового “Антикворума”, находится на новом сайте www.antiquorum.swiss, старое доменное имя www.antiquorum.com осталось у нью-йоркского “Антикворума”.

Немного сложно, но придется с этим жить, пусть некоторое время будет двоиться в глазах. Сайт www.antiquorum.com в конце апреля – начале мая был недоступен, но сейчас его функционирование восстановлено, информация о запланированном на 6 июня аукционе в Нью-Йорке размещена, хотя каталога все еще нет. Ждем, будем следить за ситуацией.

Сайт www.antiquorum.swiss действует в полном объеме, каталог 14-майского аукциона выложен, благодаря чему мы сможем осуществить давно запланированный обзор выставленных на нем лотов. Там все как всегда, и даже лучше, если учесть очевидные трудности реорганизационного периода “Антикворума”, отныне не единого в двух лицах.

Лот №13: хронограф Angelus

Первые полторы сотни лотов образует привлекательная подборка винтажных хронографов, некоторые просто на загляденье хороши, например, выставленный несчастливым тринадцатым лотом анжелюсовский стальной докторский хронограф на “Вальжу” 22, оценка 3000–5000 франков, дайверских и прочих технических часов.

Лот №13: стальной хронограф Angelus, около 1960
Лот №13: стальной хронограф Angelus, около 1960 г. в.

Лот №89: карманный хронометр Omega

Суперзвезда среди технических часов, на мой взгляд, – лот 89 (оценка 5000–8000 франков), карманный хронометр Omega 1925 года выпуска наивысшей категории The Very Best, которая в 1922 году заменила предыдущую наивысшую омеговскую градацию DDR.

Лот №89: карманный хронометр Omega "The very best", около 1925 г.в.
Лот №89: карманный хронометр Omega The Very Best, около 1925 г. в.

Механизм этих часов, калибр 43.15 S Very Best, – настоящий раритет, производство составило всего 600 экземпляров. Как поясняет “Антикворум”, стоимость часов с таким механизмом в 1929 году – 1085 франков, эту сумму предлагается сопоставить с 2835 франками, за которые можно было приобрести патековские карманные часы Grand Complication (минутный репетир, вечный календарь, сплит-хронограф). Высокая стоимость омеговского хронометра объяснялась издержками производства деталей с минимальными допусками и прецизионной регулировкой каждого экземпляра.

Подборка технических часов сопровождается множеством часов современного производства и, разумеется, “голубыми фишками” преимущественно патековского и ролексовского происхождения (куда без них!), однако настоящим событием следует признать продажу так называемой “Императорской коллекции”, выставленной Арно Теллье, галеристом, прежним вице-президентом “Антикворума” и экс-хранителем патековского музея.

Г-н Теллье выставил коллекцию из восьмидесяти лотов (лоты с 151-го по 230-й), собранную в 1960-е и 1970-е гг. его отцом, русским эмигрантом. Некоторые из выставленных лотов “Императорской коллекции” заслуживают места в лучших собраниях.

Лоты № 222 и №223: “мандолины” Piguet & Meylan

Прежде всего следует отметить редчайшую пару часов женевской фирмы Piguet & Meylan, выполненных в виде мандолины (лоты 222 и 223, примерно 1820 года, оценка каждого 1 200 000–2 200 000 франков).

Лот №223 и 222: Piguet & Meylan The Neapolitan Green Mandolin и The Neapolitan Red Scarlet Mandolin, около 1820 г.в.
Лот №223 и 222: Piguet & Meylan The Neapolitan Green Mandolin и The Neapolitan Red Scarlet Mandolin, около 1820 г. в.

Известно о существовании всего четырех “мандолин” Piguet & Meylan, один экземпляр находится в коллекции музея Patek Philippe, второй – в коллекции Hans Wilsdorf Foundation, третий и четвертый, соответственно, предлагаются к продаже “Антикворумом”.

Лот №222: Piguet & Meylan The Neapolitan Green Mandolin, около 1820 г.в.
Лот №222: Piguet & Meylan The Neapolitan Red Scarlet Mandolin, около 1820 г. в.

Почему настолько высокая оценка? Фирма Piguet & Meylan, действовавшая с 1811 по 1828 год, считается одним из лучших производителей декоративных музыкальных часов и автоматонов, в этой области с ней может сравниться, пожалуй, только фирма Пьера Жаке-Дро, может быть, еще Джеймс Кокс и Роша.

Лот №223: механизм часов Piguet & Meylan The Neapolitan Green Mandolin, около 1820 г.в.
Лот №223: механизм часов Piguet & Meylan The Neapolitan Green Mandolin, около 1820 г. в.

Лот №226: карманный репетир Piguet & Meylan

Тему Piguet & Meylan продолжает лот 226 (60 000–80 000 франков) – карманный четвертной репетир “Аллегория зимы” с эмалью, выполненной женевским мастером Жаном Авраамом Лиссьньолем, работы которого отличают тщательное исполнение и хороший вкус.

Лот №226: карманный четвертной репетир Piguet & Meylan "Аллегория зимы", около 1820 г.в.
Лот №226:
карманный четвертной репетир Piguet & Meylan “Аллегория зимы”, около 1820 г. в.

Лот №227: “дуэльный пистолет” Moulinié, Bautte & Cie

Следующим же, 227-м лотом (350 000–550 000 франков) идет еще один мегараритет, вернее, двойной мегараритет – парные часы и распылитель духов, выполненные в виде дуэльных пистолетов (приписываются женевской фирме Moulinié, Bautte & Cie, примерно 1806 год).

Лот №227: Парные часы и распылитель духов Moulinié, Bautte & Cie, около 1806 г.в.
Лот №227: парные часы и распылитель духов Moulinié, Bautte & Cie, около 1806 г. в.

Это классика жанра, совершенно бесполезные вещички, а потому невероятно ценные. Как рассказывал мне Мишель Пармиджани, не однажды реставрировавший такие “пистолеты”, они предназначались для увеселения публики на балах.

Представьте себе ситуацию: идет бал, к даме подходит кавалер, намеревающийся пригласить ее на танец, он достает изящный, весь в золоте, эмали, жемчугах и каменьях дуэльный пистолетец, нацеливается в ее трепещущее сердечко, картинно зажмурившись, как будто от волнения, нажимает на спусковой крючок, дама вздрагивает, собираясь отправиться то ли в обморок, то ли в склеп, но вместо пули из дула пистолета появляется золотой цветок лотоса, из которого на даму прыскают духи… Сказочная картина в духе эпохи маньеризма, впрочем, невероятно скучная, на мой вкус. Чего никак не скажешь о самом пистолете, он достоин восхищения.

Лот №210: карманный репетир Chevalier & Cochet/Antoine Rojard

Завершу свою прогулку вдоль витрин с “Императорской коллекцией” Арно Теллье упоминанием о пикантном лоте 210 (80 000–140 000 франков). Это карманный четвертной репетир примерно 1800–1805 годов, приписываемый специалистами “Антикворума” женевским мастерам Chevalier & Cochet либо Antoine Rojard.

Лот №210: Карманный четвертной репетир Chevalier & Cochet или Antoine Rojard “Под цветочным букетом”, около 1800-1805 г.в.
Лот №210: карманный четвертной репетир Chevalier & Cochet или Antoine Rojard “Под цветочным букетом”, около 1800-1805 г. в.

Часам по принятой в “Антикворуме” традиции дали поэтичное, но точное прозвище “Под цветочным букетом”: под украшенной эмалевой миниатюрой с изображением букета (три разноцветных пиона подсказывают, что вещичка предназначалась клиентам из Китая) совершенно невинно выглядящих часов находится скрытое устройство с эмалевым расписным изображением будуара и двумя фигурками…

Выполненные из золота и расписанные эмалью фигурки раскрасневшейся парочки, дамы и ее пылкого поклонника, приводятся в движение независимым от часового механизма устройством, которое взводится и запускается при открытии крышки. Далее я смущенно умолкаю, предлагая продолжить описание сцены вашему воображению, упомяну только, что аналогичные часы имеются в коллекции Фонда Мориса и Эдуарда Сандозов, что только добавляет лоту ценности.


Изображения: пресс-служба Antiquorum
нашли ошибку в тексте? выделите её и нажмите ctrl + enter

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Часовые циферблаты: чёрный с белым не берите

Циферблат часто называют лицом часов: его вклад в создание первого впечатления очень велик. Располагая внушительным арсеналом техник отделки циферблатов, часовщики до сих пор редко используют такой мощный выразительный приём как цвет. “Часовой Алфавит” выбрал новинки 2020 года, порывающие с традицией осторожного отношения к цветам

GPHG-2020: наша ставка сыграла

12 ноября в Женеве, в “Театре Леман” в Fairmont Grand Hotel состоялось традиционное вручение статуэток Гран-при часового искусства 2020 года. Также по традиции — уже 3-летней — “Часовой Алфавит” провел трансляцию церемонии с русскоязычными комментариями. На этот раз ее могли смотреть и зрители сайтов kommersant.ru и forbes.ru

Omega Speedmaster Moonwatch “Silver Snoopy Award”: вездесущий пёсик Снупи и скрытая анимация

Omega оригинально отметила собственные и широко известные заслуги в освоении космоса. Вслед за моделями, посвященными высадке человека на Луну и драматическим происшествиям с астронавтами, в честь получения престижной космической награды она выпустила хронограф Speedmaster с анимированными элементами

Jaeger-LeCoultre Polaris Mariner: “дайвер” с настроением

Запущенная в 2018 году спортивная коллекция Polaris была сдержанно принята поклонниками марки. Новинкам попеняли за простоватый дизайн и отсутствие видимого родства с другими коллекциями Jaeger-LeCoultre. Только спустя два с половиной года на улицу Polaris пришел праздник

Премьеры Ulysse Nardin и литературные ассоциации

Автоматическому скелетированному турбийону Blast заслуженно достались все лавры единственной премьеры мануфактуры на недавних Geneva Watch Days, а обновленные Dual Time были представлены без всякой помпы неделей позже. “Часовой Алфавит” разобрался в нюансах новинок марки, имеющей в России множество поклонников

Парадоксы Rolex и что они означают

Главный затворник часовой индустрии показал новинки 2020 года. “Часовой Алфавит” развеивает скепсис отдельных читателей по поводу качества премьер и вписывает их в контекст процессов, происходящих в отрасли