Александр Ветров — о финском часовщике Кари Воутилайнене, считающем, что уникальные часы должны быть уникальны во всем
Часовщику Кари Воутилайнену очень подошел бы титул “Мистер высокий стиль”. Всегда одетый с иголочки, застегнутый на все пуговицы, он похож на законченного сноба, однако под строгой непробиваемой личиной скрывается мягкий, душевный и эрудированный собеседник. Представитель холодной Финляндии в швейцарском часовом искусстве пользуется непререкаемым авторитетом среди коллег и обожествляется разбирающимися в микромеханике клиентами.
Воутилайнен родился 2 июня 1962 года в местечке Кеми недалеко от границы со Швецией и, в принципе, имел ничтожно мало шансов посвятить себя служению Хроносу. Однако все решил случай в виде друга семьи, владевшего небольшим часовым магазином и позволявшего мальчику изучать товар чуть пристальнее, чем дозволено обычному клиенту. В 13-летнем возрасте Кари четко осознал, что хотел бы создавать вещи руками, и, таким образом, его судьба оказалась предрешенной.
После службы в армии Воутилайнен поступил в часовую школу Хельсинки (есть такая), где окончательно убедился в правильности сделанного выбора. В 1988 году последовали полугодовые курсы WOSTEP в швейцарском Невшателе, после которых по закону жанра должна была начаться реставрационная практика.
Первым местом работы финна стало ателье Мишеля Пармиджани, через которое, к слову, прошли многие светлые головы современного часового мира. Сам Воутилайнен так вспоминает о том времени:
Годы с 1990-го по 1999-й были лучшими в моей жизни. Я был самым молодым из двух десятков сотрудников и постоянно учился. Моего наставника звали Шарль Мейлан, и он часто говорил, что мне следует начать собственное дело.
поделиться
Первые собственные часы, турбийон с указателем запаса хода, Кари построил в свободное от работы время в 1994 году, и они разбудили в нем желание внести посильный вклад в богатое наследие Гюйгенса, Харрисона, Бреге и других. Но перед тем, как погрузиться с головой в производство, он вернулся на четыре года в WOSTEP — уже в роли преподавателя.
Бренд Voutilainen был зарегистрирован в 2002 году, и с этого момента современная часовая история получила, без преувеличения, новый вектор развития. Дебют финского Левши состоялся на базельской выставке в 2005 году: не имевший аналогов децимальный репетир произвел настоящий фурор и принес своему создателю мировую славу среди коллекционеров и знатоков.
Уже через два года Voutilainen победил на GPHG в категории “Мужские часы” с простым 38-миллиметровым (!) трехстрелочником Observatoire на базе винтажного некоммерческого калибра Peseux, разработанного специально для обсерваторного конкурса.
После этого Кари выходил за “золотыми руками” еще трижды: в 2013, 2014 и 2015 годах и ныне рассматривается некоторыми экспертами как потенциальный претендент на Гран-при.
С 2009 года Воутилайнен живет и работает в трехэтажном особняке в деревне Мотье в кантоне Невшатель. Половина здания оборудована под производственные цеха, где усилиями 16 специалистов с нуля создаются настоящие произведения искусства.
На стороне покупаются только корпусы, стекла, опорные камни, заводные пружины, балансовые спирали и ремешки. Есть даже два мастера гильоша, которые делают великолепные циферблаты, в том числе и на заказ. Свежий пример — циферблаты для модели Grönefeld Remontoire 1941, по достоинству оцененные публикой на Baselworld 2017.
Что касается механических разработок, то сейчас Кари сконцентрирован на собственном коллекционном ряде, хотя на его счету в недавнем прошлом были удачные примеры сотрудничества с такими брендами, как Urban Jürgensen, MB&F (Legacy Machine No. 1) и Maîtres du Temps (Chapter Three).
Философию Воутилайнена порой нелегко разделить, но она вызывает восхищение. Например, он считает, что уникальные часы должны быть уникальны во всем и что для каждого очередного экземпляра следует проектировать новый механизм.
Может себе позволить, кстати, потому как одних только видов спусков в его арсенале три: классический анкерный, хронометрический и “естественный”, с двумя анкерными колесами, принцип действия которого было изобретен Абрахамом-Луи Бреге. Также он принципиально не желает выходить из зоны производственного комфорта в погоне за тиражами.
Мы производим порядка пяти десятков часов в год, и этого вполне достаточно. У меня перед глазами множество примеров коллег, которые пошли по коммерческому пути и потеряли все вплоть до имени. Мне такое не нужно.
поделиться
Между прочим, работает Воутилайнен всегда в джинсах и футболке, но в таком наряде его видят только домашние и подчиненные.
Я делаю элегантные часы для элегантных людей и потому должен выглядеть соответствующе!
поделиться
Минувшей зимой Воутилайнен в очередной раз удивил общественность, предложив оригинальную систему временной индикации, подсказанную ему нобелевским лауреатом по экономике Даниэлем Канеманом.
Даниэль Канеман — известнейший психолог, основоположник поведенческой экономики, в которой, в частности, описываются две системы восприятия информации
Применительно к часовой индикации три стандартных стрелки — это Система 1. Она не требует дополнительных умственных усилий для считывания информации, но и информация эта зачастую моментально забывается. Чтобы такого не случалось, Воутилайнен сделал часы Vingt-8 ISO с индикационной Системой 2.
На первый взгляд это обычный трехстрелочник, но впечатление обманчиво. Минутная стрелка показывает минуты по периферийной шкале, которая совершает полный оборот вокруг циферблата за 60 минут. В результате с наступлением каждого часа центральные стрелки совпадают, а каждые полчаса указывают в противоположных направлениях.
Усваивание данных с такого индикаторного поля требует привыкания, зато каждый раз, когда вы будете сверять время, вы будете гораздо лучше запоминать информацию. Работает Vingt-8 ISO на фирменном спуске прямого импульса с двумя анкерными колесами (том самом, переработанном “естественном” от Бреге).
Текст: Александр Ветров, главный редактор журнала “Часы”
нашли ошибку в тексте? выделите её и нажмите ctrl + enter
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Парадоксы Rolex и что они означают
Главный затворник часовой индустрии показал новинки 2020 года. “Часовой Алфавит” развеивает скепсис отдельных читателей по поводу качества премьер и вписывает их в контекст процессов, происходящих в отрасли
Bvlgari в Женеве: ария римского гостя
По существу именно настойчивости дома Bvlgari мы обязаны проведением единственного очного часового события 2020 года Geneva Watch Days. Инициатор не подкачал: представил очередной мировой рекорд в сегменте ультратонких часов, а также окончательно реанимировал марку Gérald Genta – на сей раз для широкой аудитории
Girard-Perregaux: на златом мосту сидели…
Geneva Watch Days — единственное часовое мероприятие 2020 года аналогового формата – состоялось. По количеству представленных новинок первенствовала почтенная мануфактура Girard-Perregaux. А как насчет качества? Разбирался “Часовой Алфавит”
TAG Heuer Carrera Sport Chronograph: вестник перемен
Марка, отмечающая в нынешнем году 160-летие, обновила одну из знаковых моделей – хронограф Carrera. Объем обновлений достаточно значителен и является прямым следствием изменений в эстетической и технической политике TAG Heuer, происходящих прямо на наших глазах. Что имеется в виду?
Patek Philippe Grand Complications: трое из ларца усложнений
В порядке компенсации почившей ныне, присно и во веки веков выставки Baselworld один из её системообразующих экспонентов – Patek Philippe – распространил информацию о трёх новых версиях своих моделей с “большими” усложнениями
Хорошее начало: результаты аукциона Phillips в Женеве
Перенесенный из-за пандемии коронавируса на 7 недель Geneva Watch Auction: XI ожидался с нетерпением. Не только потому, что торги должны были стать первым очным мероприятием часового сезона, но и в качестве барометра настроений коллекционеров, которые в период самоизоляции могли измениться