Кари Воутилайнен

1 августа ...

Александр Ветров — о финском часовщике Кари Воутилайнене, считающем, что уникальные часы должны быть уникальны во всем

Изображение: voutilainen.jp
Изображение: voutilainen.jp

Часовщику Кари Воутилайнену очень подошел бы титул “Мистер высокий стиль”. Всегда одетый с иголочки, застегнутый на все пуговицы, он похож на законченного сноба, однако под строгой непробиваемой личиной скрывается мягкий, душевный и эрудированный собеседник. Представитель холодной Финляндии в швейцарском часовом искусстве пользуется непререкаемым авторитетом среди коллег и обожествляется разбирающимися в микромеханике клиентами.

Воутилайнен родился 2 июня 1962 года в местечке Кеми недалеко от границы со Швецией и, в принципе, имел ничтожно мало шансов посвятить себя служению Хроносу. Однако все решил случай в виде друга семьи, владевшего небольшим часовым магазином и позволявшего мальчику изучать товар чуть пристальнее, чем дозволено обычному клиенту. В 13-летнем возрасте Кари четко осознал, что хотел бы создавать вещи руками, и, таким образом, его судьба оказалась предрешенной.

После службы в армии Воутилайнен поступил в часовую школу Хельсинки (есть такая), где окончательно убедился в правильности сделанного выбора. В 1988 году последовали полугодовые курсы WOSTEP в швейцарском Невшателе, после которых по закону жанра должна была начаться реставрационная практика.

Первым местом работы финна стало ателье Мишеля Пармиджани, через которое, к слову, прошли многие светлые головы современного часового мира. Сам Воутилайнен так вспоминает о том времени:

Годы с 1990-го по 1999-й были лучшими в моей жизни. Я был самым молодым из двух десятков сотрудников и постоянно учился. Моего наставника звали Шарль Мейлан, и он часто говорил, что мне следует начать собственное дело.

Первые собственные часы, турбийон с указателем запаса хода, Кари построил в свободное от работы время в 1994 году, и они разбудили в нем желание внести посильный вклад в богатое наследие Гюйгенса, Харрисона, Бреге и других. Но перед тем, как погрузиться с головой в производство, он вернулся на четыре года в WOSTEP — уже в роли преподавателя.

Бренд Voutilainen был зарегистрирован в 2002 году, и с этого момента современная часовая история получила, без преувеличения, новый вектор развития. Дебют финского Левши состоялся на базельской выставке в 2005 году: не имевший аналогов децимальный репетир произвел настоящий фурор и принес своему создателю мировую славу среди коллекционеров и знатоков.

The Kari Voutilainen Masterpiece 8 Decimal Repeater
Kari Voutilainen Masterpiece 8 Decimal Repeater, 2004 год. Изображение: quillandpad.com

Уже через два года Voutilainen победил на GPHG в категории “Мужские часы” с простым 38-миллиметровым (!) трехстрелочником Observatoire на базе винтажного некоммерческого калибра Peseux, разработанного специально для обсерваторного конкурса.

Kari Voutilainen Observatoire
Kari Voutilainen Observatoire, 2007. Изображение: gphg.org

После этого Кари выходил за “золотыми руками” еще трижды: в 2013, 2014 и 2015 годах и ныне рассматривается некоторыми экспертами как потенциальный претендент на Гран-при.

Kari Voutilainen Hisui Piece Unique, 2014. Изображение: gphg.org
Kari Voutilainen Hisui Piece Unique, часы — победитель GPHG 2014 в номинации Artistic Crafts Watch Prize, признанные самыми художественными. Изображение: gphg.org

С 2009 года Воутилайнен живет и работает в трехэтажном особняке в деревне Мотье в кантоне Невшатель. Половина здания оборудована под производственные цеха, где усилиями 16 специалистов с нуля создаются настоящие произведения искусства.

Особняк-мастерская Кари Воутилайнена в деревне Мотье, кантон Невшатель. Изображение: hautehorlogerie.org
Особняк-мастерская Кари Воутилайнена в деревне Мотье, кантон Невшатель. Изображение: hautehorlogerie.org

На стороне покупаются только корпусы, стекла, опорные камни, заводные пружины, балансовые спирали и ремешки. Есть даже два мастера гильоша, которые делают великолепные циферблаты, в том числе и на заказ. Свежий пример — циферблаты для модели Grönefeld Remontoire 1941, по достоинству оцененные публикой на Baselworld 2017.

Grönefeld Remontoire 1941, циферблат создан в сотрудничестве с Кари Воутилайненом, 2017. Изображение: hodinkee.com
Grönefeld Remontoire 1941, циферблат создан в сотрудничестве с Кари Воутилайненом, 2017 год. Изображение: hodinkee.com

Что касается механических разработок, то сейчас Кари сконцентрирован на собственном коллекционном ряде, хотя на его счету в недавнем прошлом были удачные примеры сотрудничества с такими брендами, как Urban Jürgensen, MB&F (Legacy Machine No. 1) и Maîtres du Temps (Chapter Three).

Философию Воутилайнена порой нелегко разделить, но она вызывает восхищение. Например, он считает, что уникальные часы должны быть уникальны во всем и что для каждого очередного экземпляра следует проектировать новый механизм.

Может себе позволить, кстати, потому как одних только видов спусков в его арсенале три: классический анкерный, хронометрический и “естественный”, с двумя анкерными колесами, принцип действия которого было изобретен Абрахамом-Луи Бреге. Также он принципиально не желает выходить из зоны производственного комфорта в погоне за тиражами.

Мы производим порядка пяти десятков часов в год, и этого вполне достаточно. У меня перед глазами множество примеров коллег, которые пошли по коммерческому пути и потеряли все вплоть до имени. Мне такое не нужно.

Между прочим, работает Воутилайнен всегда в джинсах и футболке, но в таком наряде его видят только домашние и подчиненные.

Я делаю элегантные часы для элегантных людей и потому должен выглядеть соответствующе!

Минувшей зимой Воутилайнен в очередной раз удивил общественность, предложив оригинальную систему временной индикации, подсказанную ему нобелевским лауреатом по экономике Даниэлем Канеманом.

Даниэль Канеман — известнейший психолог, основоположник поведенческой экономики, в которой, в частности, описываются две системы восприятия информации

Применительно к часовой индикации три стандартных стрелки — это Система 1. Она не требует дополнительных умственных усилий для считывания информации, но и информация эта зачастую моментально забывается. Чтобы такого не случалось, Воутилайнен сделал часы Vingt-8 ISO с индикационной Системой 2.

Kari Voutilainen Vingt-8 ISO. Изображение: voutilainen.ch
Kari Voutilainen Vingt-8 ISO. Изображение: voutilainen.ch

На первый взгляд это обычный трехстрелочник, но впечатление обманчиво. Минутная стрелка показывает минуты по периферийной шкале, которая совершает полный оборот вокруг циферблата за 60 минут. В результате с наступлением каждого часа центральные стрелки совпадают, а каждые полчаса указывают в противоположных направлениях.

Усваивание данных с такого индикаторного поля требует привыкания, зато каждый раз, когда вы будете сверять время, вы будете гораздо лучше запоминать информацию. Работает Vingt-8 ISO на фирменном спуске прямого импульса с двумя анкерными колесами (том самом, переработанном “естественном” от Бреге).


Текст: Александр Ветров, главный редактор журнала “Часы”

нашли ошибку в тексте? выделите её и нажмите ctrl + enter

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Двойная победа Omega: немного о новостях парусного спорта

На прошлой неделе в бухте Вайтемата новозеландского Окленда в 36-й раз был разыгран самый престижный яхтенный приз мира – Кубок Америки. Марка Omega победила “всухую”: она была не только официальным хронометристом 36-го Кубка Америки, но и партнёром победителя – команды Team New Zealand

Итоги 2020 года для марок: минус на минус, или Winners Take It All

Минус 21% в денежном и минус 33% в натуральном выражении – таковы итоги коронавирусного 2020 года для швейцарской часовой индустрии. Но если среднерыночные результаты стали известны ещё в январе, то теперь у нас появилась бесценная возможность посмотреть, как пережили сложнейший период отдельные марки

Patek Philippe Nautilus 5711: король Instagram пошёл под нож, что дальше?

Иногда известие о сворачивании производства имеет гораздо большую значимость, чем новость о запуске. И сегодня – тот самый случай. Ведь речь идет о, без преувеличения, культовой и мегавостребованной модели, положившей начало целому сегменту роскошных стальных часов

Часовые циферблаты: чёрный с белым не берите

Циферблат часто называют лицом часов: его вклад в создание первого впечатления очень велик. Располагая внушительным арсеналом техник отделки циферблатов, часовщики до сих пор редко используют такой мощный выразительный приём как цвет. “Часовой Алфавит” выбрал новинки 2020 года, порывающие с традицией осторожного отношения к цветам

GPHG-2020: наша ставка сыграла

12 ноября в Женеве, в “Театре Леман” в Fairmont Grand Hotel состоялось традиционное вручение статуэток Гран-при часового искусства 2020 года. Также по традиции — уже 3-летней — “Часовой Алфавит” провел трансляцию церемонии с русскоязычными комментариями. На этот раз ее могли смотреть и зрители сайтов kommersant.ru и forbes.ru

Omega Speedmaster Moonwatch “Silver Snoopy Award”: вездесущий пёсик Снупи и скрытая анимация

Omega оригинально отметила собственные и широко известные заслуги в освоении космоса. Вслед за моделями, посвященными высадке человека на Луну и драматическим происшествиям с астронавтами, в честь получения престижной космической награды она выпустила хронограф Speedmaster с анимированными элементами