Великий инженер-конструктор Фердинанд Александр Порше (1935–2012) вошел в историю не только как создатель культового автомобиля Porsche 911, но и как превосходный дизайнер часов, очков и других аксессуаров
Часы он создавал по тем же железным законам, что и автомобили: эстетика должна быть функциональной, а функциональность – максимально эстетичной; простота повышает функциональность; новые материалы должны применяться только ради улучшения функции и эстетики.
За создание часов Фердинанд Порше взялся в 1972 году, когда открыл собственную дизайн-студию в Штутгарте (через два года она переехала в австрийский Целль-ам-Зе). Заказ на изготовление Порше разместил у небольшой часовой компании из швейцарского Гренхена Orfina.
Вышедший в 1972-м Porsche Design Chronograph I имел огромный успех. Утолщенные стрелки и метки, окрашенные ярко-белым люминесцентом, превосходно читались и смотрелись на черном матовом циферблате. А полностью покрытые черным PVD корпус и браслет выглядели настоящей сенсацией!
Оснащенный знаменитым автоматическим хронографом ЕТА/Valjoux 7750, он легко прошел тест на применение в Бундесвере, и часть тиража, как говорится, служила в армии. Заказали версию для себя и американские летчики из USAF Tigers Squadron (для этого пришлось убрать с циферблата надпись Porsche Design). И вообще, Porsche Design Chronograph I оказал заметное влияние на часовой стиль конца ХХ века.
Добившись успеха, Фердинанд Порше не стал почивать на лаврах. Создав кузов 911-го из алюминия, он решил создать часы из легких сверхпрочных материалов, поскольку первый хронограф при всем своем великолепии весил немало.
На Orfina нужного оборудования не было, и Порше удалось заключить партнерский контракт с самой IWC на целых 20 лет.
Работы по производству корпусов и браслетов начались в 1977-м, и уже на следующий год вышла модель IWC Porsche Design Compass Ref. 3510 в оригинальном складывающемся корпусе из черного анодированного алюминия. Помимо часовой капсулы в 38-миллиметровом корпусе находилась еще одна, с настоящим компасом.
А через три года благодаря этому сотрудничеству был установлен мировой рекорд: вышли первые наручные часы в корпусе из титана IWC Porsche Design Titan Chronograph.
Полировать тогда титан еще не научились, и, чтобы часы не выглядели как алюминиевые ложки, Порше подверг поверхность корпуса пескоструйной обработке. С тех пор сатинированный титан стал любимым материалом Фердинанда Порше, а фирменная пескоструйная обработка отличает и современные модели.
Титановый хронограф выпускался на базе верного автоматического ETA/Valjoux 7750, а также с очень оригинальным калибром JLC 361 с кварцевым приводом и механическим модулем. Поражала также гениальная конструкторско-дизайнерская находка Порше – интегрировать титановый браслет в корпус, а кнопки хронографа превратить в часть браслета.
Интересно, что технологии для создания и обработки корпусов и браслетов из титана изобретал и внедрял на мануфактуре в Шаффхаузене ныне известный столетний ученый доктор Лотар Шмидт, владелец немецкой часовой компании Sinn. Во многом благодаря ему Порше удалось презентовать следующую знаковую модель – IWC Porsche Design Ocean 2000 в титановом корпусе герметичностью до 2000 метров.
Эта модель также служила в германской армии на запястьях летчиков и подводных спецназовцев. В модель устанавливали надежный автоматический механизм ETA 2892, созданный в свое время на базе механизма Eterna.
Удивительно, как порой в жизни все переплетено. Но когда из-за роста популярности часов Porsche Design для IWC сотрудничество начало казаться обременительным, к тому же марка вошла в концерн Richemont, Фердинанд Порше отправился на встречу к владельцу и президенту Swatch Group Николасу Хайеку-старшему. Поначалу Хайек был не против, но выдвинул встречное предложение – помочь создать мини-кар Smart.
Порше ответил, что такими машинками не занимается, Хайек обиделся и отказался делать часы для Porsche. В итоге Smart Хайеку сделал Mercedes, а Порше купил знаменитую мануфактуру Eterna, на базе которой быстро наладил выпуск часов Porsche Design.
В рамках этого сотрудничества вышло также немало интересных часов. Это и первые в корпусе из сверхпрочного перспективного сплава титана и алюминия РАТ, и первый механический хронограф с цифровой индикацией Porsche Design Indicator (2005 год) — сложные, но красивые и дорогие часы стоимостью 110 000 евро.
Стильные, комфортные и необыкновенно функциональные часы с индикатором мирового времени (2007) Porsche Design WorldTimer P’6750 завоевали несколько международных наград за совершенство и дизайн. А хронографы в титановых корпусах всегда пользовались популярностью, поскольку представляют собой одно из лучших предложений по соотношению “цена – качество” на рынке.
После смерти Фердинанда Порше в 2012-м часовое подразделение Porsche Design попало в трудную ситуацию, особенно когда контрольный пакет акций Eterna приобрела китайская Citychamp Watch & Jewellery Group. Но в прошлом году марка возобновила производство.
Если прошлогодние модели Chronotimer и Datetimer выполнены на базе корпуса WorldTimer, то дизайн моделей Monobloc Actuator 24H-Chronotimer 2017 года посвящен новому спорткару Porsche 911 RSR.
Корпус создан по моноблочной технологии и выполнен, конечно же, из титана с фирменной пескоструйной обработкой.
В этом году компания Porsche Design отметила 70-летие материнского автомобильного концерна Porsche AG выпуском лимитированной модели часов 1919 Datetimer 70Y Sports Car Limited Edition.
В облике безошибочно узнается стиль спорткаров — прежде всего, конечно, самого первого 356-го: ничего лишнего, функциональность и удобство пользования как главный принцип индустриального дизайна.
Изображения: пресс-служба Porsche Design
нашли ошибку в тексте? выделите её и нажмите ctrl + enter
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
GPHG-2020: наша ставка сыграла
12 ноября в Женеве, в “Театре Леман” в Fairmont Grand Hotel состоялось традиционное вручение статуэток Гран-при часового искусства 2020 года. Также по традиции — уже 3-летней — “Часовой Алфавит” провел трансляцию церемонии с русскоязычными комментариями. На этот раз ее могли смотреть и зрители сайтов kommersant.ru и forbes.ru
Omega оригинально отметила собственные и широко известные заслуги в освоении космоса. Вслед за моделями, посвященными высадке человека на Луну и драматическим происшествиям с астронавтами, в честь получения престижной космической награды она выпустила хронограф Speedmaster с анимированными элементами
Jaeger-LeCoultre Polaris Mariner: “дайвер” с настроением
Запущенная в 2018 году спортивная коллекция Polaris была сдержанно принята поклонниками марки. Новинкам попеняли за простоватый дизайн и отсутствие видимого родства с другими коллекциями Jaeger-LeCoultre. Только спустя два с половиной года на улицу Polaris пришел праздник
Премьеры Ulysse Nardin и литературные ассоциации
Автоматическому скелетированному турбийону Blast заслуженно достались все лавры единственной премьеры мануфактуры на недавних Geneva Watch Days, а обновленные Dual Time были представлены без всякой помпы неделей позже. “Часовой Алфавит” разобрался в нюансах новинок марки, имеющей в России множество поклонников
Парадоксы Rolex и что они означают
Главный затворник часовой индустрии показал новинки 2020 года. “Часовой Алфавит” развеивает скепсис отдельных читателей по поводу качества премьер и вписывает их в контекст процессов, происходящих в отрасли
Bvlgari в Женеве: ария римского гостя
По существу именно настойчивости дома Bvlgari мы обязаны проведением единственного очного часового события 2020 года Geneva Watch Days. Инициатор не подкачал: представил очередной мировой рекорд в сегменте ультратонких часов, а также окончательно реанимировал марку Gérald Genta – на сей раз для широкой аудитории