Часовые рекорды Porsche

25 апреля ...

Великий инженер-конструктор Фердинанд Александр Порше (1935–2012) вошел в историю не только как создатель культового автомобиля Porsche 911, но и как превосходный дизайнер часов, очков и других аксессуаров

Часы он создавал по тем же железным законам, что и автомобили: эстетика должна быть функциональной, а функциональность – максимально эстетичной; простота повышает функциональность; новые материалы должны применяться только ради улучшения функции и эстетики.

Фердинанд Александр Порше
Фердинанд Александр Порше с культовой моделью Porsche 911

За создание часов Фердинанд Порше взялся в 1972 году, когда открыл собственную дизайн-студию в Штутгарте (через два года она переехала в австрийский Целль-ам-Зе). Заказ на изготовление Порше разместил у небольшой часовой компании из швейцарского Гренхена Orfina.

Дизайн-студия Porsche Design в Целль-ам-Зее (Австрия)
Дизайн-студия Porsche Design в Целль-ам-Зе (Австрия)

Вышедший в 1972-м Porsche Design Chronograph I имел огромный успех. Утолщенные стрелки и метки, окрашенные ярко-белым люминесцентом, превосходно читались и смотрелись на черном матовом циферблате. А полностью покрытые черным PVD корпус и браслет выглядели настоящей сенсацией!

Porsche Design Chronograph I 1972
Porsche Design Chronograph I 1972 г. в.

Оснащенный знаменитым автоматическим хронографом ЕТА/Valjoux 7750, он легко прошел тест на применение в Бундесвере, и часть тиража, как говорится, служила в армии. Заказали версию для себя и американские летчики из USAF Tigers Squadron (для этого пришлось убрать с циферблата надпись Porsche Design). И вообще, Porsche Design Chronograph I оказал заметное влияние на часовой стиль конца ХХ века.

Добившись успеха, Фердинанд Порше не стал почивать на лаврах. Создав кузов 911-го из алюминия, он решил создать часы из легких сверхпрочных материалов, поскольку первый хронограф при всем своем великолепии весил немало.

Фердинанд Александр Порше

На Orfina нужного оборудования не было, и Порше удалось заключить партнерский контракт с самой IWC на целых 20 лет.

Работы по производству корпусов и браслетов начались в 1977-м, и уже на следующий год вышла модель IWC Porsche Design Compass Ref. 3510 в оригинальном складывающемся корпусе из черного анодированного алюминия. Помимо часовой капсулы в 38-миллиметровом корпусе находилась еще одна, с настоящим компасом.

IWC Porsche Design Compass Ref. 3510
IWC Porsche Design Compass Ref. 3510, 1978 г. в.

А через три года благодаря этому сотрудничеству был установлен мировой рекорд: вышли первые наручные часы в корпусе из титана IWC Porsche Design Titan Chronograph.

IWC Porsche Design Titan Chronograph
IWC Porsche Design Titan Chronograph

Полировать тогда титан еще не научились, и, чтобы часы не выглядели как алюминиевые ложки, Порше подверг поверхность корпуса пескоструйной обработке. С тех пор сатинированный титан стал любимым материалом Фердинанда Порше, а фирменная пескоструйная обработка отличает и современные модели.

Титановый хронограф выпускался на базе верного автоматического ETA/Valjoux 7750, а также с очень оригинальным калибром JLC 361 с кварцевым приводом и механическим модулем. Поражала также гениальная конструкторско-дизайнерская находка Порше – интегрировать титановый браслет в корпус, а кнопки хронографа превратить в часть браслета.

Интересно, что технологии для создания и обработки корпусов и браслетов из титана изобретал и внедрял на мануфактуре в Шаффхаузене ныне известный столетний ученый доктор Лотар Шмидт, владелец немецкой часовой компании Sinn. Во многом благодаря ему Порше удалось презентовать следующую знаковую модель – IWC Porsche Design Ocean 2000 в титановом корпусе герметичностью до 2000 метров.

IWC Porsche Design Ocean 2000
IWC Porsche Design Ocean 2000, 1983 г. в.

Эта модель также служила в германской армии на запястьях летчиков и подводных спецназовцев. В модель устанавливали надежный автоматический механизм ETA 2892, созданный в свое время на базе механизма Eterna.

Удивительно, как порой в жизни все переплетено. Но когда из-за роста популярности часов Porsche Design для IWC сотрудничество начало казаться обременительным, к тому же марка вошла в концерн Richemont, Фердинанд Порше отправился на встречу к владельцу и президенту Swatch Group Николасу Хайеку-старшему. Поначалу Хайек был не против, но выдвинул встречное предложение – помочь создать мини-кар Smart.

Порше ответил, что такими машинками не занимается, Хайек обиделся и отказался делать часы для Porsche. В итоге Smart Хайеку сделал Mercedes, а Порше купил знаменитую мануфактуру Eterna, на базе которой быстро наладил выпуск часов Porsche Design.

В рамках этого сотрудничества вышло также немало интересных часов. Это и первые в корпусе из сверхпрочного перспективного сплава титана и алюминия РАТ, и первый механический хронограф с цифровой индикацией Porsche Design Indicator (2005 год) — сложные, но красивые и дорогие часы стоимостью 110 000 евро.

Porsche Design Indicator P6910
Porsche Design Indicator P6910

Стильные, комфортные и необыкновенно функциональные часы с индикатором мирового времени (2007) Porsche Design WorldTimer P’6750 завоевали несколько международных наград за совершенство и дизайн. А хронографы в титановых корпусах всегда пользовались популярностью, поскольку представляют собой одно из лучших предложений по соотношению “цена – качество” на рынке.

Porsche Design WorldTimer P’6750
Porsche Design WorldTimer P’6750

После смерти Фердинанда Порше в 2012-м часовое подразделение Porsche Design попало в трудную ситуацию, особенно когда контрольный пакет акций Eterna приобрела китайская Citychamp Watch & Jewellery Group. Но в прошлом году марка возобновила производство.

Если прошлогодние модели Chronotimer и Datetimer выполнены на базе корпуса WorldTimer, то дизайн моделей Monobloc Actuator 24H-Chronotimer 2017 года посвящен новому спорткару Porsche 911 RSR.

Porsche Design Monobloc Actuator GMT Chronograph Titanium & Rubber
Porsche Design Monobloc Actuator GMT Chronograph Titanium & Rubber

Корпус создан по моноблочной технологии и выполнен, конечно же, из титана с фирменной пескоструйной обработкой.

В этом году компания Porsche Design отметила 70-летие материнского автомобильного концерна Porsche AG выпуском лимитированной модели часов 1919 Datetimer 70Y Sports Car Limited Edition.


Porsche Design 1919 Datetimer 70Y Sports Car Limited Edition

В облике безошибочно узнается стиль спорткаров — прежде всего, конечно, самого первого 356-го: ничего лишнего, функциональность и удобство пользования как главный принцип индустриального дизайна.

Изображения: пресс-служба Porsche Design

нашли ошибку в тексте? выделите её и нажмите ctrl + enter

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

5 причин, почему коллекционеры выбирают Richard Mille

Сегодня Richard Mille занимает лидирующие позиции на рынке часовой индустрии. Глава часового направления Christie’s Джон Рирдон объясняет, почему покупатели отдают предпочтение этому бренду

“Меня прет то, что я делаю”

Российский часовщик Константин Чайкин о победе в GPHG, часах как арт-объекте, кайфе от своего дела и нелюбви к работе по требованию

Что означает часовой знак качества “Качество Флёрье” (Qualité Fleurier)?

Часовой знак качества, учрежденный в 2004 году и считающийся самым сложным их всех существующих

Тик-так: секреты покупки часов от пяти мировых экспертов

Рассказываем про часовые предпочтения иностранных специалистов

10 вопросов о том, как устроена мануфактура Ulysse Nardin

Редактор “Часового алфавита” посетила мануфактуру Ulysse Nardin в Швейцарии и узнала, как создаются наручные часы люксового бренда. Рассказываем о производстве в формате “вопрос — ответ”

Развитие часовых механизмов: первые механические часы — какими они были?

Продолжаем серию рассказов о развитии часового дела и появлении первых механических часов