• 0%
Не пропустите важные новости из мира точного времени
ПОДЕЛИСЬ РЕЗУЛЬТАТОМ
Регистрация
Клуб коллекционеров Omega Speedmaster

Нажимая кнопку «Узнать о наличии», вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных

ЗАЯВКА УСПЕШНО ОТПРАВЛЕНА
В ближайшее время наш менеджер свяжется с вами.
Combined Shape Combined Shape loggo Search Icon Triangle 2 Triangle 2
27 февраля

Приближающееся начало сезона “Формулы-1” (первый гран-при 2021 года состоится 28 марта в Бахрейне) заставляет гоночные команды перетряхивать списки титульных спонсоров и маркетинговых партнёров. С разницей всего в один день пришли сразу два сообщения, касающиеся вновь сформированных альянсов часовых и автомобильных производителей.

Самая титулованная формульная “конюшня” Scuderia Ferrari объявила, что её новым партнёром становится марка Richard Mille. Сотрудничество будет охватывать все сферы автоспортивной активности: “Формулу-1”, чемпионат мира по гонкам на выносливость FIA WEС (в рамках этого чемпионата проводится ежегодная 24-часовая гонка в Ле-Мане), фирменную любительскую моносерию Ferrari Challenge, школу подготовки гонщиков Ferrari Driver Academy. Само собой, планируется выпуск специальной линии часов в сотрудничестве с Центром стиля Ferrari.


Флаг Scuderia Ferrari

Договоренность Ferrari и Richard Mille означает прекращение аналогичного контракта, заключенного в 2011 году между итальянской компанией и часовой маркой Hublot. В разделе “Партнёрства” на официальном сайте Hublot упоминание о Ferrari уже отсутствует, хотя в каталоге все ещё фигурируют три модели Big Bang Unico Ferrari. Создаётся ощущение, что Hublot приняла решение сосредоточиться на футболе, c которым марку связывают отношения на всех уровнях: от мировой и европейской федераций (FIFA и UEFA соответственно) и проводимых ими чемпионатов до самых именитых европейских клубов.


Пилоты Scuderia Ferrari в сезоне 2021 года Карлос Сайнс и Шарль Леклер в часах Richard Mille

Что касается нового избранника Ferrari, то возглавляемая Ришаром Миллем марка – далеко не новичок в автомобильной сфере. Она, в частности, спонсирует гонку классических автомобилей Le Mans Classic, французский конкурс автоэлегантности в замке Шантийи, её представляют такие пилоты F1 как Фернандо Алонсо и Шарль Леклер. В последние годы бренд Richard Mille был маркетинговым партнёром сразу трёх команд “Формулы-1”: McLaren Racing, Alfa Romeo и Haas F1. Вероятно, что договоренность с Ferrari приведет к разрыву с этими “конюшнями”, но Ferrari, как и Париж, стоит мессы.


Richard Mille RM-050 Tourbillon Chronograph Felipe Massa, 2012

Другая пришедшая на днях новость была предсказуема: место часового партнёра британской автомобильной компании Aston Martin взамен перешедшей под могучее крыло Porsche марки TAG Heuer заняла Girard-Perregaux.

Пресс-релиз также обещает в рамках кооперации выпуск лимитированных серий часов в течение ближайшего года, но содержит примечательную проговорку: “Aston Martin Cognizant F1 (полное название заводской гоночной команды Aston Martin – прим. “Часового Алфавита”) станет отличной промоплощадкой и прекрасным маркетинговым партнёром для Girard-Perregaux…”.

В общем, ни часовые, ни автомобильные марки особо не скрывают, что подобные альянсы заключаются в маркетинговых целях. У покупателей престижных машин и часов много общего, зачастую они – одни и те же люди, так что было бы странно не воспользоваться шансом прирастить аудиторию за счет поклонников партнёрской марки. Другой вопрос, что довольно редко часовщики создают в рамках кобрендинга что-то действительно новое: обычно дело ограничивается изображением логотипа партнёра и стилизацией ротора автоподзавода (например) под колёсный диск.


Ferrari Engineered by Officine Panerai Ferrari Chronograph Yellow Dial 45 mm Ref. FER00034, 2009 год

Встречаются и вовсе анекдотические случаи: например, бренд Panerai, бывший в середине нулевых, ещё до Hublot партнёром Ferrari, был настолько “прожат” именитым “союзником”, что выпустил несколько ограниченных серий часов без… собственного логотипа на циферблате. На нём был изображен только знаменитый вздыбленный жеребец, а причастность к часовой марке стыдливо обозначалась выгравированной на задней крышке надписью “Ferrari Engineered by Officine Panerai”. При этом часы внешне и внутренне оставались 100-процентными “панераями”, оскорбляя своей искусственной “инородностью” поклонников марки.

Играть на равных с автомобильными, гораздо более богатыми компаниями – дело для часовщиков сложное. На наш взгляд, позитивными примерами продвижения часовых брендов в этой сфере является спонсорство автоспортивных соревнований: наподобие Rolex, чей бюджет позволяет получить статус официального хронометриста всей “Формулы-1”, или Chopard – марки, которая тесно ассоциируется с прославленным итальянским ралли Mille Miglia Storica благодаря личному увлечению совладельца компании Карла-Фридриха Шойфеле классическими автомобилями.

Изображения: пресс-службы часовых брендов

9 февраля

Марка TAG Heuer и немецкий автопроизводитель Porsche объявили о партнёрстве в часовой сфере. О новом альянсе скажем ниже, а пока взглянем на представленную в рамках партнёрства дебютную модель TAG Heuer Carrera Porsche Chronograph.


Две версии TAG Heuer Carrera Porsche Chronograph

Базой для спецсерии послужили TAG Heuer Carrera Sport Chronograph: от них унаследован 44-миллиметровый стальной корпус с черным керамическим безелем и автоматический мануфактурный механизм Heuer 02 с 80-часовым запасом хода. Подробные технические характеристики доступны в нашем августовском обзоре.

Новыми являются циферблат с зернистой поверхностью цвета “мокрый асфальт”; накладные минутные метки (с покрытием из черного золота и белым люминесцентным покрытием Super-LumiNova) в виде арабских цифр, шрифт которых копирует цифры на спидометре текущего поколения Porsche 911; черные поля счётчиков с концентрической проточкой и отдельными красными акцентами.

Надпись TACHYMETRE на керамическом безеле базовой модели уступила место надписи PORSCHE, также выполненной фирменным шрифтом автопроизводителя. С внутренней стороны сквозь сапфировое окно задней крышки виден черный ротор автоподзавода, стилизованный под трехспицевый руль с гравировкой имен двух участников проекта.

Выпуск не лимитирован. Модель доступна в двух исполнениях: на стальном браслете, аналогичном использованном в Carrera Sport Chronograph (розничная цена – 403 000 руб.; плюс 21 000 руб. к базовой модели), и на черном ремешке из телячьей кожи с ручной прострочкой (розница – 389 000 руб.).

Судя по фото, всё сделано очень аккуратно, но в рамках вполне традиционного “оммажа” очередному партнёру, число которых у часовой компании, как теперь понятно, может определяться только широтой воображения маркетологов. Живой пример – родственная TAG Heuer марка Hublot, которая уже скооперировалась с десятками брендов из самых разных областей.

Между тем, значение вновь образованного альянса TAG Heuer и Porsche, на наш взгляд, выходит далеко за пределы дежурного кобрендинга.


Рекламное объявление американского дилера Porsche, посвященное хронографам и секундомерам Heuer, 1963 год

Во-первых, новое партнёрство не выглядит мезальянсом, как может показаться на первый взгляд (и которым регулярно оказываются примеры сотрудничества часовых марок с автопроизводителями). Да, TAG Heuer и Porsche оперируют в разных ценовых нишах, но их продукция в определенном смысле синонимична понятиям “швейцарский спортивный хронограф” и “немецкий спорткар” соответственно.


Фото Йо Зифферта с его автографом. Гонщик запечатлен в хронографе Heuer Carrera, конец 60-х годов

Во-вторых, заслуги TAG Heuer на автомобильной ниве настолько всеобъемлющи, что ни идут ни в какое сравнение с любым другим часовым конкурентом. Кратко напомним, что марка в течение 12 сезонов (с 1992 по 2003 годы) была официальным хронометристом “Формулы-1”, имела широчайший ассортимент амбассадоров из числа величайших гонщиков — от Йо Зифферта, Ники Лауды, Алена Проста и Айртона Сенны до продолжающих выступать Кими Райкконена и Льюиса Хэмилтона, а названия ее основных коллекций – Carrera, Formula 1, Monaco – прямо отсылают к автоспорту.


Актер и автогонщик Стив Маккуин с хронографом Heuer Monaco в кинокартине “Ле-Ман”, 1971 год

Сейчас TAG Heuer является партнером Автомобильного клуба Монако – формального организатора самого престижного в серии F1 Гран-при Монако – и хронометристом электромобильной гоночной серии Formula E. Отметилась часовая марка и в альянсах с автопроизводителями: до недавнего времени она была партнёром британского бренда Aston Martin (ещё до TAG Heuer в этом качестве подвизалась Jaeger-LeCoultre). Ныне у Aston Martin — новый владелец, так что в скором времени ждём объявления об очередном автомобильно-часовом партнёрстве, но это к слову.


Гоночные Porsche 911 GT3 c рекламой TAG Heuer на автодроме

В-третьих, Porsche также имеет довольно богатый опыт взаимодействия с часовщиками. В первую очередь, упоминания заслуживает бренд Porsche Design, нередко ошибочно аффилируемый с автопроизводителем. Несмотря на богатый ассортимент продукции с логотипом Porsche (одежда, очки, багаж, часы), эта компания не имеет ничего общего с автокомпанией из Штутгарта, кроме основателя, и абсолютна свободна в выборе производственных партнёров. В частности, часы Porsche Design производятся швейцарской компанией Eterna.


Действующий исполнительный директор TAG Heuer Фредерик Арно

В последние годы с автоспортивным подразделением Porsche Motorsport ситуативно коллаборировалась марка Chopard, но, судя по всему, теперь в часовых связях Porsche наведён окончательный порядок: выбор сделан в пользу TAG Heuer, которую c прошлого года возглавляет Фредерик Арно — сын богатейшего человека Европы и владельца корпорации LVMH. Совет им да любовь — и интересных часовых премьер в придачу.

Изображения: пресс-служба TAG Heuer

28 января

Итоговые данные часового экспорта, обнародованные сегодня Федерацией швейцарской часовой промышленности, вызывают смешанные чувства. С одной стороны, спада такой глубины, как в 2020 году, часовая индустрия не испытывала как минимум со времен “кварцевого кризиса” 70-х, с другой – падение на отдельных рынках (и Россия — в их числе!) оказалось не таким значительным, как предрекали аналитики в начале пандемии.

Объем экспорта часов из Швейцарии составил CHF 16,984 млрд, что на 21,8% ниже результата 2019 года и примерно соответствует итогам 2010-2011 годов. То есть в стоимостном выражении индустрия откатилась на одно десятилетие назад, но для полного понимания ситуации надо дождаться отчета в штуках. Тут падение, наверняка, окажется более драматичным, потому что цена одного экземпляра за 10 лет изрядно выросла. Если учесть, что в 2019 году Швейцария экспортировала 20,6 млн экземпляров часов, то наш прогноз на 2020 год составляет не более 14 млн, что сопоставимо с первыми послевоенными годами. В похожих пропорциях должно было сократиться и производство, так что с особым нетерпением будем ждать закрытых исследований инвестбанков об объемах производствах отдельных марок в 2020 году (впрочем, возможно и не дождёмся, так как марки ныне, как никогда, заинтересованы в том, чтобы эти данные не утекли за пределы компаний). Тогда окончательно станет понятно, по кому из часовщиков коронакризис ударил больнее всего.

Итоги 2020 года для швейцарского часпрома могли бы оказаться гораздо хуже, если бы не блестящий результат китайского рынка. Экспорт в Китай за год вырос на 20% (и на 39,4% в сравнении с итогами 2018 года). Закрытые в течение всего года границы и быстрое восстановление после первой волны заболеваемости впервые официально сделали КНР главным рынком сбыта швейцарских часов. К “всекитайскому” итогу надо прибавить внушительный результат Гонконга, который, впрочем, уже второй год стремительно летит вниз и, вероятно, уже навсегда утратил первенство в списке экспортных рынков: с падением на 36,9% за год он теперь — рынок №3. Второе место сохранили за собой США с результатом на 17,5% хуже прошлогоднего.

Очевидно, что почти весь прирост китайского рынка был достигнут за счет Европы. В наибольшей степени пострадали рынки стран, традиционно зависимых от богатых туристов: Франции (минус 37,9%) и Италии (сократился ровно на треть). Несколько лучше выглядят имеющие мощного внутреннего потребителя Германия (экспорт туда упал на 21,4%) и Нидерланды (минус 9,5%).

На фоне европейских потерь лучше ожиданий выступила Россия. Мы заняли 17-е место в списке швейцарских экспортных рынков (по итогам 2019 года были 19-ми), а спад в 3,9% оказался самым незначительным среди 30 главных национальных рынков для швейцарского экспорта. Объяснений два: во-первых, все те же закрытые границы, привлекающие покупателей в отечественные магазины, во-вторых, девальвация рубля, стимулировавшая часть потребителей к незапланированным покупкам. Результат на самом деле очень неплохой, даже в сравнении с успешным “футбольным” 2018-м годом, когда высокие продажи обеспечили не только российские клиенты, но и многочисленные иностранные туристы. До часовой “высшей лиги” (11 главных национальных рынков от КНР до Южной Кореи) нам пока далеко, но при сохранении текущих тенденций есть шанс обойти расположенные в таблице чуть выше Австралию и Саудовскую Аравию и войти в топ-15.

Одновременно с Федерацией швейцарской часовой промышленности о корпоративных итогах года отчитался крупнейший часовой производитель мира – швейцарская Swatch Group. Её выручка без учета разницы валютных курсов упала на 28,7% (то есть значительнее, чем экспорт всех швейцарских часов целиком), операционная прибыль – на впечатляющие 94,9%, чистая прибыль (в 2019 году — CHF 748 млн) сменилась убытком в CHF 53 млн. Вот и первый пострадавший? Будем ждать финансовых отчетов других публичных компаний.

Изображения: по данным сайта fhs.swiss

Подпишись на рассылку
или