#Правдаилимиф

Нужны ли автоматическим часам шкатулки-автозаводилки

27 июля ...

Производство устройств для завода автоматических часов сегодня поставлено на поток. Однако далеко не всем часам полезно находиться в самозаводящих шкатулках, считает Алексей Кутковой

watch-winders-1200x674
Деталь встраиваемого сейфа для хранения часов Döttling Integrior. Изображение: doettling.com

Названий брендов, которые производят эти устройства, сегодня на рынке не счесть. Benson, Bernard Favre, Buben & Zörweg, Elmamotion, Heisse & Söhne, Linley, Orbita, Paul Design, Scatola del Tempo, Smythson, Swiss Kubik, Underwood London, Wolf… Все они, а также примкнувшие к ним компании — достойные производители роскошных и доступных самозаводящих шкатулок для наручных часов, снабженных системой автоматического завода. Бизнес процветает — такой вывод напрашивается сам собой, если просмотреть посвященные теме многочисленные сайты.

На рынке доминируют итальянские, немецкие, швейцарские и английские бренды. Их соратники из дальневосточного региона неистово конкурируют, предлагая аналогичную продукцию по значительно более приемлемым ценам.

Рекомендации везде одинаковы: если у вас имеются автоматические часы и они в настоящий момент не находятся на вашем запястье, то им следует находиться в шкатулке-автозаводилке. В соответствии с заложенной в нее программой она будет вращать ваши часы сутками напролет, чтобы автоматический механизм часов всегда находился в оптимально заведенном состоянии, заводной барабан (барабаны) был постоянно задействован, узел баланса функционировал, заставляя основную колесную систему оставаться в идеальном рабочем состоянии, смазка неизменно и равномерно была распределена по контактным поверхностям всех подвижных деталей механизма. Словом, вывод понятен: вашим часам это понравится.

Bernard Favre Planet Double-Axis. Изображение: bernardfavre.com
Bernard Favre Planet Double-Axis. Изображение: bernardfavre.com

Как же называть эти устройства? Заводящие шкатулки для автоматических часов на английском называют watch winder, на итальянском — rotori, итальянский вариант короче, что вполне естественно, поскольку их изобрели на Апеннинском полуострове, а любая буквальная адаптация технического термина, как правило, производится описательным, то есть многословным методом.

Русский бизнес, как это обычно бывает, относится к адаптации терминов наплевательски, то есть берет первый пришедший в голову вариант, который весьма редко оказывается удачным и корректным. Худший случай, конечно, банальный перевод транслитерацией, в данном случае это “виндер” или “ротобокс”. Немногим лучше “заводная шкатулка” (заводная — это такая шкатулка, которую можно завести, но не та, которая заводит).

Название “шкатулка для часов с автоподзаводом” ничего не говорит о функциональности, “шкатулка для подзавода часов” — уже лучше. Еще правильнее было бы сказать “шкатулка для завода автоматических часов”, но так получается уж слишком многословно, и потому такой вариант не приживется. Поэтому — автозаводилки, или, если хотите, шкатулки-автозаводилки (не подзаводилки, поскольку часы в них помещают именно для того, чтобы они там полностью и постоянно заводились, а не получали частичный дополнительный завод).

Название “автозаводилка”, кстати, хорошо соответствует тому, каким путем было сделано изобретение чудесных шкатулок. Автор в данном случае точно известен — это итальянский предприниматель и коллекционер часов Сандро Коларьети, основатель бренда Scatola del Tempo.

Сандро Коларьети (Sandro Colarieti), основатель бренда Scatola del Tempo. Изображение: scatoladeltempo.com
Сандро Коларьети, основатель бренда Scatola del Tempo. Изображение: scatoladeltempo.com

Все началось с того, что синьор Коларьети, ценитель сложных механических часов и в особенности вечных календарей, пытался найти способ поддерживать часы своей коллекции в рабочем состоянии. Механический вечный календарь традиционной конструкции — штука весьма непростая, в том числе в вопросе настройки указателей.

Кроме того, что при установке указателей на правильную дату следует скрупулезно следовать сложному алгоритму, существуют еще технические западни наподобие “красной зоны” в районе полуночи (она у разных календарей может различаться). Механизм в этот момент находится в процессе переключения, и внешнее вмешательство может привести к поломке.

Например, в вечном календаре IWC нельзя перевести указатели вперед от текущей даты — вернуть их назад сможет только знающий тему часовщик, которому придется для этого вскрывать часы

Поэтому Коларьети захотел, чтобы его вечные календари стали вечными на деле, то есть никогда не останавливались. Все его попытки найти что-то подходящее на рынке оказались безуспешными, и он решил взяться за дело сам.

Что-то подобное в истории часового искусства делал Авраам-Луи Бреге. Речь о его Pendule Sympathique —изобретенных им в 1793 году симбиотических настольных часах, которые были способны заводить помещенные в них на ночь карманные часы и выставлять точное время. Правда, там была исключительно сложная механика и астрономический уровень затрат на изготовление и настройку.

Настольные часы Breguet Sympathique с наручными часами. Созданы на принципах, разработанных Авраамом-Луи Бреге в 1793. Наручные часы автоматически заводятся при установке в углубление в верхней части настольных часов. Изображение: breguet.com
Настольные часы Breguet Sympathique с наручными часами. Созданы на принципах, разработанных Авраамом-Луи Бреге в 1793 году. Наручные часы автоматически заводятся при установке в углубление в верхней части настольных часов. Изображение: breguet.com

Без малого через два столетия после Бреге синьор Коларьети начал со значительно более простой схемы: он попытался разработать шкатулку, способную при помощи специального электромоторчика заводить часы. Через понижающую передачу тот вращал бы заводную головку. Идея, впрочем, была бесперспективной даже на современном уровне развития электротехники — дело в том, что размеров и форм заводных головок существует невероятное множество, и далеко не все пригодны для подобной системы автоматизированного ручного завода.

Следующая идея выглядела более разумной, так как он решил воспользоваться преимуществами автоматических механизмов: чтобы завести часы, оснащенные таким механизмом, их нужно всего лишь вращать. Взяв за основу разработанный для первоначального заводящего устройства вытаскиваемый держатель часов, Сандро Коларьети вместе с инженером Карло Креспи сконструировал вручную программируемый вращающийся контейнер, в который вставлялся этот держатель. В 1990 году, всего лишь спустя год после основания бренда Scatola del Tempo, были изготовлены первые действующие прототипы 1RT.

Scatola del Tempo Rotori 1RT Single Leather Programmable Watch Winder. Изображение: timescapeusa.com
Scatola del Tempo Rotori 1RT Single Leather Programmable Watch Winder. Изображение: timescapeusa.com

Прав ли был Сандро Коларьети? Если нужно поддерживать в рабочем состоянии часы с автоматическим заводом и сложными в установке и настройке дополнительными астрономическими или календарными указателями (например, с указателем фазы Луны, годовым или вечным календарем), то использование шкатулки-автозаводилки следует признать оправданным.

Но если у вас коллекция или пусть даже несколько экземпляров автоматических часов, не отягощенных сложными календарями и астрономическими указателями, то необходимость использования такой шкатулки оказывается под большим вопросом.

Действительно, когда вы держите автоматические часы в такой шкатулке, существует определенное позитивное влияние на состояние механизма — он постоянно на ходу, смазка в хорошем состоянии, дата поставлена правильно. Но нельзя сбрасывать со счета негативные факторы. Они, на мой взгляд, в этой ситуации преобладают.

Возьмем для сравнения автомобили. Это тоже сложные механические устройства, требующие грамотного обхождения. Допустим, у кого-то есть несколько автомобилей, одним человек пользуется постоянно, а остальные раз в день дозаправляет бензином, поскольку двигатели у них работают — чтобы циркулировало масло и т. д. и т. п. Часто ли вы встречали таких автовладельцев? Я — ни одного.

Кто в здравом уме будет впустую круглосуточно гонять двигатели? Трения пока что никто не отменял, и износа двигателя на холостом ходу тоже (часы в шкатулке-автозаводилке работают по полной программе). Грамотный автовладелец знает, что для поддержания автомобиля в хорошем состоянии нужно примерно раз в неделю-две его завести и прокатиться на нем километр-другой. И все. Часы, постоянно находящиеся в шкатулке-автозаводилке, изнашиваются, и мне их, честно говоря, жалко.

Думаю, здесь следует придерживаться рекомендаций солидных часовых компаний. A. Lange & Söhne предлагает время от времени заводить часы, чтобы удержать смазку на деталях механизма, и обязательно приводить в действие дополнительные сложные устройства, раз уж они имеются. Например, запускать, останавливать и сбрасывать указатели хронографа (осторожнее с минутными репетирами, но об этом в другой раз).

Проводить такую операцию один-два раза в году будет достаточно. И не забывайте хотя бы раз в пять лет отдавать часы на техническое обслуживание (разборка, очистка, сборка, смазка, регулировка, проверка водостойкости).

А как же превосходное изобретение Сандро Коларьети? Оставим его сложным календарям и астрономическим часам.

нашли ошибку в тексте? выделите её и нажмите ctrl + enter

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Часовые циферблаты: чёрный с белым не берите

Циферблат часто называют лицом часов: его вклад в создание первого впечатления очень велик. Располагая внушительным арсеналом техник отделки циферблатов, часовщики до сих пор редко используют такой мощный выразительный приём как цвет. “Часовой Алфавит” выбрал новинки 2020 года, порывающие с традицией осторожного отношения к цветам

GPHG-2020: наша ставка сыграла

12 ноября в Женеве, в “Театре Леман” в Fairmont Grand Hotel состоялось традиционное вручение статуэток Гран-при часового искусства 2020 года. Также по традиции — уже 3-летней — “Часовой Алфавит” провел трансляцию церемонии с русскоязычными комментариями. На этот раз ее могли смотреть и зрители сайтов kommersant.ru и forbes.ru

Omega Speedmaster Moonwatch “Silver Snoopy Award”: вездесущий пёсик Снупи и скрытая анимация

Omega оригинально отметила собственные и широко известные заслуги в освоении космоса. Вслед за моделями, посвященными высадке человека на Луну и драматическим происшествиям с астронавтами, в честь получения престижной космической награды она выпустила хронограф Speedmaster с анимированными элементами

Jaeger-LeCoultre Polaris Mariner: “дайвер” с настроением

Запущенная в 2018 году спортивная коллекция Polaris была сдержанно принята поклонниками марки. Новинкам попеняли за простоватый дизайн и отсутствие видимого родства с другими коллекциями Jaeger-LeCoultre. Только спустя два с половиной года на улицу Polaris пришел праздник

Премьеры Ulysse Nardin и литературные ассоциации

Автоматическому скелетированному турбийону Blast заслуженно достались все лавры единственной премьеры мануфактуры на недавних Geneva Watch Days, а обновленные Dual Time были представлены без всякой помпы неделей позже. “Часовой Алфавит” разобрался в нюансах новинок марки, имеющей в России множество поклонников

Парадоксы Rolex и что они означают

Главный затворник часовой индустрии показал новинки 2020 года. “Часовой Алфавит” развеивает скепсис отдельных читателей по поводу качества премьер и вписывает их в контекст процессов, происходящих в отрасли