Присутствие турбийона в современных часах оправдывает лишь его красота, но по сути он в наручных часах бесполезен, доказывает Тимур Бараев
Обычный механизм спуска — баланс, спираль, спусковое колесо, анкер — и несколько дополнительных колес помещены в каретку, которая вращается вокруг своей оси. При этом каретка представляет собой часть колесной передачи часового механизма. Правда, в отличие от простых колес, она контролирует одновременно и скорость своего вращения (обычно 1 оборот в минуту), и темп работы часов в целом.
Это, собственно, и есть механизм турбийон – изобретение часовщика французского королевского двора Авраама-Луи Бреге 222-летней давности.
В 1795 году Бреге пришел к выводу, что на точность хода часов влияет не только температура, но и сила земного притяжения.
В это время он пережидал в добровольной ссылке в родном Невшателе буйные времена Французской революции. Как говорится, дело было вечером, делать было нечего. Он поставил часы в обычное для карманных и интерьерных часов вертикальное положение и стал наблюдать за колебаниями балансового колеса (а обода тогда были большие). И заметил, что, поднимаясь вверх, колесо чуть замедляется, а когда опускается вниз, то ускоряется. И это происходит всегда, как бы хорошо ни было отбалансировано колесо. Ничего не поделаешь — гравитация!
Тогда он решил смикшировать этот эффект, поместив спуск в специальную вращающуюся каретку. При вращении этой клетки воздействие гравитации в разные моменты времени компенсировалось, за счет чего возрастала точность. В описании это устройство называлось Regulateur Tourbillon, или “вихреобразным регулятором”, который компенсирует действие гравитации и повышает точность хода часов.
Tourbillon в переводе с французского означает “смерч, вихрь”
Если честно, то ничего этот “вихрь” не компенсирует, тем более такое явление, как воздействие гравитации на баланс: просто маскирует ее.
Кстати, страшно завидовавшие Бреге женевские мастера быстро выяснили это, но критиковать великого мастера побаивались: ну кто они супротив него. Но стоило тому умереть, как уже в конце XIX века большинство часовщиков признало это устройство чересчур сложным, трудоемким и бесполезным.
Турбийон бы совсем сгинул в архивах, если бы в 1927 году саксонский мастер Альфред Хельвиг не изобрел так называемый парящий турбийон, который крепился к платине незаметно, снизу, без верхнего моста. Малозаметная точка опоры иллюзорно подвешивала ажурный “вихрь” и вызывала восторг у публики.
Но практичность взяла свое. Сплав инвар, биметаллические балансы, более точные, надежные и качественные спирали повысили точность часов настолько, что о турбийоне вновь забыли. А с появлением наручных часов, которые постоянно меняют свое положение вместе с запястьем хозяина, существование этого усложнения утратило всякий смысл.
Из современных мастеров право называться человеком, который возродил часовой механизм турбийон, оспаривают Франк Мюллер, который будто бы создал в 1984-м турбийон с надписью Franck на циферблате, и Даниэль Рот, убеждающий, что он еще чуть раньше создал несколько прототипов по заказу Nouvelle Lémania и Breguet, но рискну сказать, что по-настоящему воскрес турбийон лишь в 1986 году стараниями мастеров Audemars Piguet.
Они создали ультратонкий механизм АР 2870 высотой всего лишь 2,7 мм, да еще и с турбийоном и автоподзаводом. Эти часы символизировали триумф новой роскоши и высоких технологий: каретка турбийона была сделана из ультралегкого титана, весила 0,134 грамма и располагалась на отметке “11 часов”. А высота корпуса часов Audemars Piguet Tourbillon Automatic составляла всего лишь 4,8 мм.
Несмотря на то что эти часы вышли в очень малом количестве, о них заговорили коллекционеры всего мира. А первый экземпляр ушел с аукциона за 37 000 долларов — колоссальные деньги за часы по тем временам!
И опять же, успех воскрешенного усложнения обуславливался не столько его совершенством, сколько невероятно удачным моментом. Закончились энергетический и нефтяной кризисы. Люди снова начали стремительно богатеть и требовать роскоши. Одновременно они разочаровались в массовых кварцевых поделках, и статус вновь одолел разум.
Ну и, конечно же, турбийон был по-прежнему красив! Величие драгоценных мостов, украшенная крупным рубином ось, бесконечное плавное вращение каретки, сквозь изящные прутья которой видны сокращения спирали и элегантная поступь рубиновых палет анкера.
Так началась турбийономания, отголоски которой ощущаются до сих пор. Иметь часы с турбийоном в модельном ряду посчитали за необходимость все часовые дома, ну, может быть, только кроме самых оригинальных, вроде Dubey & Schaldenbrand.
На мой шутливый укор, мол, разве можно теперь жить без турбийона, хозяйка этой компании, ныне уже покойная, Синетт Робер вдруг не на шутку разозлилась и выдала следующее:
Сделать турбийон — означает добавить в часы проблему! Они работают намного лучше без всяких турбийонов! Конечно, если искать способ сделать часы подороже, то турбийон — хорошее решение. Но по мне, это неправильный бизнес!
поделиться
Примерно в том же духе высказался прославленный независимый мастер Бернхард Ледерер, основатель компании BLU, прославившийся оригинальными часами с дисковой орбитальной индикацией:
Когда Бреге создал свой турбийон, часы находились, условно говоря, на 2-й ступени точности из 10. Турбийон помог подняться на 4-й уровень. Современные часы без всякого турбийона находятся на 8-м уровне точности. Так зачем же возвращать их обратно? Это же смешно!
поделиться
Сказал – и тут же создал свой знаменитый трипл-турбийон: минутный в часовом и оба в 12-часовом.
Каретка минутного турбийона вращалась по циферблату со скоростью 1 оборот в час, а сам циферблат – со скоростью 1 оборот за 12 часов…
Клиенты потребовали…
поделиться
— только и усмехнулся Ледерер в свое оправдание.
нашли ошибку в тексте? выделите её и нажмите ctrl + enter
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Часовые циферблаты: чёрный с белым не берите
Циферблат часто называют лицом часов: его вклад в создание первого впечатления очень велик. Располагая внушительным арсеналом техник отделки циферблатов, часовщики до сих пор редко используют такой мощный выразительный приём как цвет. “Часовой Алфавит” выбрал новинки 2020 года, порывающие с традицией осторожного отношения к цветам
GPHG-2020: наша ставка сыграла
12 ноября в Женеве, в “Театре Леман” в Fairmont Grand Hotel состоялось традиционное вручение статуэток Гран-при часового искусства 2020 года. Также по традиции — уже 3-летней — “Часовой Алфавит” провел трансляцию церемонии с русскоязычными комментариями. На этот раз ее могли смотреть и зрители сайтов kommersant.ru и forbes.ru
Omega оригинально отметила собственные и широко известные заслуги в освоении космоса. Вслед за моделями, посвященными высадке человека на Луну и драматическим происшествиям с астронавтами, в честь получения престижной космической награды она выпустила хронограф Speedmaster с анимированными элементами
Jaeger-LeCoultre Polaris Mariner: “дайвер” с настроением
Запущенная в 2018 году спортивная коллекция Polaris была сдержанно принята поклонниками марки. Новинкам попеняли за простоватый дизайн и отсутствие видимого родства с другими коллекциями Jaeger-LeCoultre. Только спустя два с половиной года на улицу Polaris пришел праздник
Премьеры Ulysse Nardin и литературные ассоциации
Автоматическому скелетированному турбийону Blast заслуженно достались все лавры единственной премьеры мануфактуры на недавних Geneva Watch Days, а обновленные Dual Time были представлены без всякой помпы неделей позже. “Часовой Алфавит” разобрался в нюансах новинок марки, имеющей в России множество поклонников
Парадоксы Rolex и что они означают
Главный затворник часовой индустрии показал новинки 2020 года. “Часовой Алфавит” развеивает скепсис отдельных читателей по поводу качества премьер и вписывает их в контекст процессов, происходящих в отрасли