#Правдаилимиф

Повышает ли турбийон в часах точность хода

23 марта ...

Присутствие турбийона в современных часах оправдывает лишь его красота, но по сути он в наручных часах бесполезен, доказывает Тимур Бараев

Обычный механизм спуска — баланс, спираль, спусковое колесо, анкер — и несколько дополнительных колес помещены в каретку, которая вращается вокруг своей оси. При этом каретка представляет собой часть колесной передачи часового механизма. Правда, в отличие от простых колес, она контролирует одновременно и скорость своего вращения (обычно 1 оборот в минуту), и темп работы часов в целом.

Это, собственно, и есть механизм турбийон – изобретение часовщика французского королевского двора Авраама-Луи Бреге 222-летней давности.

В 1795 году Бреге пришел к выводу, что на точность хода часов влияет не только температура, но и сила земного притяжения.

В это время он пережидал в добровольной ссылке в родном Невшателе буйные времена Французской революции. Как говорится, дело было вечером, делать было нечего. Он поставил часы в обычное для карманных и интерьерных часов вертикальное положение и стал наблюдать за колебаниями балансового колеса (а обода тогда были большие). И заметил, что, поднимаясь вверх, колесо чуть замедляется, а когда опускается вниз, то ускоряется. И это происходит всегда, как бы хорошо ни было отбалансировано колесо. Ничего не поделаешь — гравитация!

Тогда он решил смикшировать этот эффект, поместив спуск в специальную вращающуюся каретку. При вращении этой клетки воздействие гравитации в разные моменты времени компенсировалось, за счет чего возрастала точность. В описании это устройство называлось Regulateur Tourbillon, или “вихреобразным регулятором”, который компенсирует действие гравитации и повышает точность хода часов.

Tourbillon в переводе с французского означает “смерч, вихрь”

Если честно, то ничего этот “вихрь” не компенсирует, тем более такое явление, как воздействие гравитации на баланс: просто маскирует ее.

Breguet Classique Tourbillon extra-plat automatique 5377PT 2016
Часы Breguet Classique Tourbillon Extra-Plat Automatique, 2016 г. в. Фото: пресс-служба Breguet

Кстати, страшно завидовавшие Бреге женевские мастера быстро выяснили это, но критиковать великого мастера побаивались: ну кто они супротив него. Но стоило тому умереть, как уже в конце XIX века большинство часовщиков признало это устройство чересчур сложным, трудоемким и бесполезным.

Турбийон бы совсем сгинул в архивах, если бы в 1927 году саксонский мастер Альфред Хельвиг не изобрел так называемый парящий турбийон, который крепился к платине незаметно, снизу, без верхнего моста. Малозаметная точка опоры иллюзорно подвешивала ажурный “вихрь” и вызывала восторг у публики.

Но практичность взяла свое. Сплав инвар, биметаллические балансы, более точные, надежные и качественные спирали повысили точность часов настолько, что о турбийоне вновь забыли. А с появлением наручных часов, которые постоянно меняют свое положение вместе с запястьем хозяина, существование этого усложнения утратило всякий смысл.

Из современных мастеров право называться человеком, который возродил часовой механизм турбийон, оспаривают Франк Мюллер, который будто бы создал в 1984-м турбийон с надписью Franck на циферблате, и Даниэль Рот, убеждающий, что он еще чуть раньше создал несколько прототипов по заказу Nouvelle Lémania и Breguet, но рискну сказать, что по-настоящему воскрес турбийон лишь в 1986 году стараниями мастеров Audemars Piguet.

Они создали ультратонкий механизм АР 2870 высотой всего лишь 2,7 мм, да еще и с турбийоном и автоподзаводом. Эти часы символизировали триумф новой роскоши и высоких технологий: каретка турбийона была сделана из ультралегкого титана, весила 0,134 грамма и располагалась на отметке “11 часов”. А высота корпуса часов Audemars Piguet Tourbillon Automatic составляла всего лишь 4,8 мм.

Audemars Piguet Tourbillon Automatic АР 2870 1986
Часы Audemars Piguet Tourbillon Automatic, 1986 г. в. Фото: пресс-служба Audemars Piguet

Несмотря на то что эти часы вышли в очень малом количестве, о них заговорили коллекционеры всего мира. А первый экземпляр ушел с аукциона за 37 000 долларов — колоссальные деньги за часы по тем временам!

И опять же, успех воскрешенного усложнения обуславливался не столько его совершенством, сколько невероятно удачным моментом. Закончились энергетический и нефтяной кризисы. Люди снова начали стремительно богатеть и требовать роскоши. Одновременно они разочаровались в массовых кварцевых поделках, и статус вновь одолел разум.

Ну и, конечно же, турбийон был по-прежнему красив! Величие драгоценных мостов, украшенная крупным рубином ось, бесконечное плавное вращение каретки, сквозь изящные прутья которой видны сокращения спирали и элегантная поступь рубиновых палет анкера.

Так началась турбийономания, отголоски которой ощущаются до сих пор. Иметь часы с турбийоном в модельном ряду посчитали за необходимость все часовые дома, ну, может быть, только кроме самых оригинальных, вроде Dubey & Schaldenbrand.

На мой шутливый укор, мол, разве можно теперь жить без турбийона, хозяйка этой компании, ныне уже покойная, Синетт Робер вдруг не на шутку разозлилась и выдала следующее:

Сделать турбийон — означает добавить в часы проблему! Они работают намного лучше без всяких турбийонов! Конечно, если искать способ сделать часы подороже, то турбийон — хорошее решение. Но по мне, это неправильный бизнес!

Примерно в том же духе высказался прославленный независимый мастер Бернхард Ледерер, основатель компании BLU, прославившийся оригинальными часами с дисковой орбитальной индикацией:

Когда Бреге создал свой турбийон, часы находились, условно говоря, на 2-й ступени точности из 10. Турбийон помог подняться на 4-й уровень. Современные часы без всякого турбийона находятся на 8-м уровне точности. Так зачем же возвращать их обратно? Это же смешно!

Сказал – и тут же создал свой знаменитый трипл-турбийон: минутный в часовом и оба в 12-часовом.

BLU Majesty Tourbillon MT3
Часы BLU Majesty Tourbillon MT3. Фото: пресс-служба BLU

Каретка минутного турбийона вращалась по циферблату со скоростью 1 оборот в час, а сам циферблат – со скоростью 1 оборот за 12 часов…

Клиенты потребовали…

— только и усмехнулся Ледерер в свое оправдание.

нашли ошибку в тексте? выделите её и нажмите ctrl + enter

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

5 причин, почему коллекционеры выбирают Richard Mille

Сегодня Richard Mille занимает лидирующие позиции на рынке часовой индустрии. Глава часового направления Christie’s Джон Рирдон объясняет, почему покупатели отдают предпочтение этому бренду

“Меня прет то, что я делаю”

Российский часовщик Константин Чайкин о победе в GPHG, часах как арт-объекте, кайфе от своего дела и нелюбви к работе по требованию

Что означает часовой знак качества “Качество Флёрье” (Qualité Fleurier)?

Часовой знак качества, учрежденный в 2004 году и считающийся самым сложным их всех существующих

Тик-так: секреты покупки часов от пяти мировых экспертов

Рассказываем про часовые предпочтения иностранных специалистов

10 вопросов о том, как устроена мануфактура Ulysse Nardin

Редактор “Часового алфавита” посетила мануфактуру Ulysse Nardin в Швейцарии и узнала, как создаются наручные часы люксового бренда. Рассказываем о производстве в формате “вопрос — ответ”

Развитие часовых механизмов: первые механические часы — какими они были?

Продолжаем серию рассказов о развитии часового дела и появлении первых механических часов