История хронометража “Формулы-1”

27 апреля ...

“Формулу-1” называют “королевскими гонками”, потому что это самый дорогой вид спорта, где ради преимущества в тысячную долю секунды лучшие умы планеты вкладывают миллиарды долларов

До 1950 года все автогонки и ралли хронометрировались по старинке, как скачки или бега: сидел за столиком у финишной ленты товарищ судья и нажимал на кнопки обычного секундомера.

Нынешняя телеметрическая система, применяемая в F1, отличается от этой практики, как компьютерный GPS-навигатор от компаса. Время прохождения круга — лишь одна из нескольких десятков функций, которую представляют современные формулические телеметрические системы.

Formula 1 US Grand Prix
Formula 1 US Grand Prix. Источник: пресс-служба Rolex

Они в режиме реального времени информируют, как машина проходит каждый метр дистанции, поставляя данные о скорости, интенсивности ускорения и торможения, силе тяготения по трем осям, температуре каждой из шин и давлении воздуха в них, скорости вращения колес, состоянии и смещении подвески и т. д.

Програмное обеспечение WinTAX4, анализирующее   данные телеметрии болида "Формулы 1". Источник: www.metasphere.co.uk
Программное обеспечение WinTAX4, анализирующее данные телеметрии болида “Формулы-1”. Источник: www.metasphere.co.uk

От практики измерения результатов с помощью ручных секундомеров “Формула-1” отказалась лишь в середине 70-х.

Даже первый чемпионат мира по “Формуле-1” 1950 года хронометрировался с помощью обычных ручных секундомеров с точностью до одной десятой секунды. К сидящим у финишной линии судьям то и дело бегали операторы информационного табло, чтобы переписать время, а после гонки эти данные получали и журналисты.

Nino Farina 1950
Пилот Нино Фарина на пути к победе в Британском Гран-при 1950 года. Источник: http://en.espn.co.uk

При таком хронометраже возникало множество ошибок и споров, поэтому команды обязательно держали штат собственных хронометристов как для работы на тренировках, так и для контроля официального хронометража. Довольно часто они оспаривали результаты квалификации и порой успешно.

А однажды на Гран-при Сиракуз в 1967-м пилоты Ferrari Скарфиотти и Паркс показали очень близкий результат в пределах 0,1 секунды. Так как системы фотофиниша не было, то победителями были объявлены оба!

Никто никому не верил! Команды не верили судьям, гонщики не верили командным хронометристам и даже просили своих жен засекать результаты. Те стоически выносили смертельно опасный рев двигателей того времени, ядовитые испарения обогащенного топлива, рисковали жизнью (о современных стандартах безопасности и барьерах из шин и металла можно было только мечтать), но стояли у трасс и дублировали хронометристов. Благодаря этому, кстати, сохранилось так много фото красавиц Бетти Хилл, Хелен Стюарт, Маргарет Брэбхэм, Норы Тиррелл.

Бетти и Грэхем Хилл
Бетти и Грэм Хилл. Источник: http://www.motorsportmagazine.com

От паранойи “Формулу-1” вылечила компания Heuer, и ее тогдашний владелец Джек Хойер, ныне почетный президент компании TAG Heuer, несколько лет тому назад рассказал мне, как это было:

Как-то в 1972 году мы пошли пообедать и у одного ресторанчика нашего Ла-Шо-де-Фона увидели два роскошных Ferrari, — вспоминает он.

Разумеется, мы зашли посмотреть, кто это к нам пожаловал. Оказалось, ребята из “конюшни” Ferrari. Они обсуждали на французском языке с парнями из Longines сроки поставки секундомеров. Когда парни из Longines ушли, я услышал, как ферраристы перешли на родной язык и начали ворчать: “Да не верим мы этим французам! Ну не могут наши новые болиды быть такими медленными. Что-то не так с их секундомерами”.

Тут надо сказать, что я хорошо говорю по-итальянски, и со мной был коллега Жан Кампиче — швейцарец итальянского происхождения. Мы подошли к их столу, представились и заговорили на чистом итальянском языке об их проблемах. Я сказал им, что у нас есть отличный секундомер с точностью до одной сотой секунды — Micrograph.

В общем, очень скоро мы подписали с Ferrari двухгодичный контракт о сотрудничестве. А коммендаторе Энцо Феррари поручил нам разработать электронную систему хронометража, которая автоматически фиксировала бы время пилотов не только на финише и старте, но и на промежуточных секторах домашней трассы в Маранелло. Ради этого мне пришлось отпустить Жана Кампиче, который стал хронометристом в Ferrari.

Джек Хойер и Энцо Феррари пожимают руки
Джек Хойер и Энцо Феррари пожимают руки, 1971 г. Источник: www.calibre11.com

Heuer создала систему за полтора года, установив датчики в каждом повороте автодрома. Не всем это понравилось. Потому что система помогала понять, кто именно — пилот, инженеры, настройщики или шинники — и где недоработал.

Tag Heuer Ferrari Chronosplit
Электронный хронограф TAG Heuer Ferrari Chronosplit, разработанный в 1975 г. Это был первый в мире кварцевый наручный хронограф с двумя LED- и LCD-дисплеями. Источник: http://www.watchalyzer.com

Правда, через три года к Хойеру подошел великий гонщик Ники Лауда и поблагодарил его, сказав, что эта система помогла сделать команде огромный шаг вперед. Уже в 1975-м Ferrari после долгого перерыва вернула себе Кубок конструкторов, а Ники Лауда стал чемпионом мира.

Andreas Nikolaus "Niki" Lauda
Андреас Николаус “Ники” Лауда. Источник: www.forum.trt-world.ru

При создании этой системы инженеры компании Heuer впервые додумались привлечь телеметрию. Первая телеметрическая система была создана в 1874 году французскими инженерами для определения погоды и глубины снега на Монблане для предупреждения возможного схода лавин.

Слово “телеметрия” означает дистанционную передачу информации о различных параметрах. Передают информацию оборудованные связными устройствами датчики.

В 1912-м Эдисон разработал телеметрическую систему для мониторинга подключаемых нагрузок к электросети. Третья система была установлена в Панамском канале для мониторинга уровня воды в шлюзах. Первым движущимся объектом, оборудованным телеметрической системой, стала немецкая реактивная ракета “Фау-2”, с помощью которой фашисты бомбили Великобританию.

А первые по-настоящему совершенные безотказные системы “Трал” и RTS-5 создали советские ученые из ОКБ МЭИ и ряда секретных НИИ, что и позволило нашей стране захватить первенство в космической гонке.

Примерно такую же систему создали для F1 инженеры Heuer. Их система также записывала действия пилотов, что позволяло команде оценить их поведение и мастерство, а вскоре обзавелась и блоком двойного управления: то есть корректировки в настройках двигателя и шасси мог производить не только пилот, но и команда инженеров “конюшни” прямо во время гонок.

Двойная система управления была запрещена в “Формуле-1” в 2003 году, поскольку настолько облегчала пилотирование болида, что тот же трехкратный чемпион мира Ники Лауда как-то пошутил:

Современным болидом может управлять даже обезьяна, правда, не могу обещать, она будет быстрее Михаэля Шумахера.

Созданная компанией TAG Heuer система до сих пор время от времени совершенствуется концерном Swiss Timing (в него кроме TAG Heuer входят Rolex, Edox и марки Swatch Group) и успешно используется в F1. Формулическое руководство неплохо зарабатывает на нем, продавая право считаться официальным хронометристом F1 самым разным компаниям.

Почетным званием успели попользоваться даже итальянский и корейский производители электроники Olivetti и LG. Затем в течение нескольких лет в уголке телеэкрана красовался логотип Hublot, а в последние два года – Rolex.

А TAG Heuer в 2003 году покинула “Формулу-1”, так как ее руководство отказалось внедрять изобретенную швейцарцами новейшую систему, позволяющую измерять время с точностью до одной десятитысячной секунды. Этот самый точный хронометр в мире теперь фиксирует результаты в американской гоночной серии IndyCar.

нашли ошибку в тексте? выделите её и нажмите ctrl + enter

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

5 причин, почему коллекционеры выбирают Richard Mille

Сегодня Richard Mille занимает лидирующие позиции на рынке часовой индустрии. Глава часового направления Christie’s Джон Рирдон объясняет, почему покупатели отдают предпочтение этому бренду

“Меня прет то, что я делаю”

Российский часовщик Константин Чайкин о победе в GPHG, часах как арт-объекте, кайфе от своего дела и нелюбви к работе по требованию

Что означает часовой знак качества “Качество Флёрье” (Qualité Fleurier)?

Часовой знак качества, учрежденный в 2004 году и считающийся самым сложным их всех существующих

Тик-так: секреты покупки часов от пяти мировых экспертов

Рассказываем про часовые предпочтения иностранных специалистов

10 вопросов о том, как устроена мануфактура Ulysse Nardin

Редактор “Часового алфавита” посетила мануфактуру Ulysse Nardin в Швейцарии и узнала, как создаются наручные часы люксового бренда. Рассказываем о производстве в формате “вопрос — ответ”

Развитие часовых механизмов: первые механические часы — какими они были?

Продолжаем серию рассказов о развитии часового дела и появлении первых механических часов